для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь

Любое государство начинается с границы — это всем известный факт. То, что происходит сегодня в нашей стране на таможне, можно назвать только беспределом. Чем же так шокировал Новый Таможенный кодекс наших транспортников и бизнесменов?

Пресловутая 352-я

Уже год не прекращаются споры вокруг нового таможенного кодекса. Его несколько раз отправляли на доработку. Мы услышали много красивых слов от представителей таможни, много отсылок на иностранный опыт, интересы бизнеса и государства, тщательный анализ рисков… Но окончательный вариант кодекса, подписанный в марте этого года Президентом Украины, поверг в шок все транспортные компании…

Основная проблема, которая не давала спокойно жить и работать транспортникам-международникам - неправомерные и надуманные задержания грузов на границе из-за малейших несоответствий данных в товаротранспортных документах, теперь приобрела масштабы катастрофы.

Речь идет об одной из самых коррупционных статей Таможенного кодекса, в новой редакции она обосновалась под номером 352. Эта одиозная статья гласит о том, что отныне за любое несоответствие в таможенных документах ответственность будет нести грузовой перевозчик.

Одной фразой «документы… которые содержат неправдивые данные», даже самое незначительное расхождение между документами и грузом, при существовании данной нормы формально является нарушением, что позволяет таможне изъять груз в полном объеме на срок до 2—3 месяцев. При этом никакого значения не имеет ни объем расхождений в количестве груза, ни наличие ущерба государству в виде недоплаты таможенных и налоговых платежей…У водителя будет конфискован транспорт, на него будет наложен штраф в размере стоимости товара…

Это просто беспредел!!! Понимаете, согласно этим нормам, других вариантов, кроме как безусловная вина автоперевозчика, нет, – сетует директор ООО «Компания «Транс-Пеле», Председатель Луганского отделения АсМАП Украины Ирина Аркадьевна Лесничевская. – Чтобы было понятно, я приведу один пример. У моего коллеги из Запорожья задержали грузовик с товаром на таможне. Количество мест в документах совпадает, количество товара тоже, но, по мнению таможни, товар был оценен по заниженной стоимости. Все! Машину задержали до выяснения обстоятельств. Подали в суд, и суд выносит решение: груз конфисковать, машину вернуть перевозчику, на водителя наложить штраф в размере ста процентов от стоимости груза. Но скажите мне, какое отношение имеет автоперевозчик к товару? Разве водитель может определять стоимость товара? Разве он должен в данном случае страдать? И откуда водитель возьмет несколько миллионов гривен для уплаты штрафа?!!! Мы не против привлечения к ответственности за перевозку запрещенных грузов или пересечение границы по нелегальному маршруту. Но здесь получается, что фура идет по установленному маршруту, с легально оформленными документами, и, тем не менее, водителя наказывают. Это все равно, что привлечь к ответственности за соучастие таксиста, который, сам того не подозревая, подвез скрывающегося с места преступления грабителя.

Для справки

По информации самих таможенников, за прошлый год они составили почти 6 тыс. админпротоколов по ст. 352. Транспортные средства были задержаны на срок от месяца до года. Убытки только автоперевозчиков оцениваются в EUR54 млн. При этом вынужденный простой никем не компенсируется.


Придраться можно и к столбу...


Беда, что в новой редакции Таможенного кодекса нет четкого определения, что же такое неправдивые данные. Это может привести к свободной трактовке документа контролирующими органами и вызвать множество проблем при оформлении грузов. Например, мы везем из Италии ботинки со шнурками. А в перевозочных документах написано просто «ботинки мужские». Это будут неправдивые данные? Или как таможенник посчитает…
Как вы понимаете, такие условия в совокупности с вышеуказанными правомочиями таможни и создают огромное поле для коррупции. А значит все разговоры и круглые столы с участием ведущих транспортных компаний, народных депутатов, представителей налоговой и таможенной служб, общественных организаций, где обсуждались все эти проблемы и нюансы, прошли даром…

- Отстаивать права в нашей стране – все равно, что бороться с ветряной мельницей, - говорит Ирина Аркадьевна. – Мы в этом убедились…

Озабоченность статьей 352 таможенного кодекса сказывается и на международном уровне. К правительству Украины уже обратились Международный союз автомобильного транспорта, ряд региональных структур ЕС, страны Таможенного союза. Требования практически идентичны: привести кодекс в соответствие международным нормам, которые предусматривают индивидуальную юридическую ответственность за правонарушения.

Украину превращают в «черную зону»

Пока нам красиво рассказывают о том, как Таможенный кодекс соответствует принципам международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, как он способствует упрощению работы бизнеса, украинские предприниматели рвут на себе волосы от непомерных поборов и коррупции, и потихоньку готовятся к продаже бизнеса…

Сейчас на границе стоят сотни машин, которые предприниматели не могут растаможить, говорят, что таможня требует огромные взятки.
Причина – скоропостижное поднятие тарифов на растаможку товаров. Например, если недавно субъект ВЭД платил за разтаможку машины 80 тысяч гривен, то сегодня это обходится ему порядка 180-190 тысяч. Говорят, это неофициальное требование из Киева увеличить сбор таможенных платежей в три раза. Есть даже список товаров для внутреннего пользования таможни, который определяет новые цены на определенный вид продукции. В злополучный список попали масло сливочное, растительное, полимерные материалы, одежда секонд-хэнд, легковые авто, транспорт для перевозки пассажиров… Новые цены оказались для импортеров этой продукции полной неожиданностью, тем более что многие узнали о них непосредственно на границе, когда уже ввозили товар на территорию Украины.

- Приведу еще один пример: работает в Хмельницком завод по производству гвоздей. Он завозит заготовку по официальному контракту и белым накладным из Китая. Сейчас расценки на растаможку этих заготовков повысили в три раза. Бедный директор рыдает от беспомощности. У него теперь одна дорога – закрыть завод, ведь его продукцию по новым ценам никто не купит, - рассказывает Ирина Лесничевская. – А этот завод, между прочим, - единственный не только в Украине, а и в ближайшем зарубежье. К тому же он дал городу 250 рабочих мест и стабильные отчисления в бюджет… Я не могу объяснять логику наших властей. Но знаю последствия — Украина уже теряет, как минимум, свой транзитный потенциал. Потому что не только граждан Украины обирают, задерживают, унижают на границе, но и перевозчиков из других государств. Украину превращают в «черную зону», которую лучше объехать. И я с содроганием сердца смотрю сегодня в будущее…

4 часа = вечность

С тех пор как начался марафет на таможне было ясно, что ни к чему хорошему это не приведет. Ведь отдать преобразование таможни самой таможне – это все равно, что пустить лису в курятник. Вспомните хотя бы приказ о том, что грузы должны оформляться в течение четырех часов. Далеко не все заметили, что эти продекларированные во всех СМИ «4 часа» касаются исключительно таможенного оформления и никак не решают не менее болезненной проблемы длительного таможенного контроля.
А ведь скандалы с блокированием контейнерных грузов в украинских портах были вызваны бездействием таможенных органов при осуществлении, по большей части, именно таможенного контроля.
На сегодняшний день подача экспедиторами в таможенные органы документов (ПП и ПД) для определения мер таможенного контроля (так называемая «визировка») никак не регламентирована, позволяя инспекторам, пользуясь различными отговорками, не принимать документы, а, соответственно, сколь угодно долго не производить таможенный контроль и выпуск контейнерных грузов, направляющихся через порты во внутренние таможни.

Судя по информации СМИ, такая возможность позволила построить в портах коррупционную схему распределения таможней различных категорий грузов на «подшефные» экспедиторские и брокерские компании.

Кроме того, даже в случае благополучного принятия документов и назначения мер контроля ни действующий Кодекс, ни проекты ТК Украины никак не регулируют срок осуществления таможенного контроля, что позволяет таможне самостоятельно решать, какие контейнеры досматривать за минуты, а какие держать в портах неделями. Действующая ст. 34 Таможенного кодекса Украины продолжительность таможенного контроля расшифровывает как «от момента его начала и до окончания»!

Чтобы решить проблему, необходимо ограничить срок не только таможенного оформления, но и таможенного контроля.

Вопросов много: какие цели преследуют власти при утверждении законов с подобными «возможностями» таможни? Как украинский таможенный инспектор может честно работать, когда от «качества» его зрения зависит возможность применения (или неприменения) столь чудовищных для формального несоответствия санкций? Зачем нужен суд там, где единственным его решением остается конфискация изъятого таможней имущества, а за принятием «правильного» решения ведет бдительный надзор таможня, прокуратура и СБУ?

Ответов к сожалению пока нет…





.