для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь
совокупность общественных знаний о праве. История Ю.н. уходит в глубокую древность. Еще Платон и Аристотель пытались разрешить некоторые юридические проблемы. Однако формирование юриспруденции как науки началось благодаря стараниям римских юристов (Гая, Павла, Ульпиана, Цицерона). Одним из первых преподавателей права был Гварне-рий (Ирнерия), который начал обучать студентов в Болонье в 1087 г. Первоначально учебный процесс сводился к чтению и толкованию (глоссированию) текстов Кодификации Юстиниана. Позже римские юристы, используя греческую философию, могли уже на гораздо более глубокой основе уточнить юридически важные понятия. Сплав римского права и греческой философии способствовал окончательному формированию Ю.н. Значительную роль в этом процессе играли европейские университеты. Их влияние на развитие Ю.н. заключалось в том, что они: а) установили транснациональный характер правоведения на Западе, способствовали тому, что само право приобрело единую терминологию и метод, который позволил строить правовые системы из обычаев и законов; б) возвысили роль ученого в формировании права; в) способствовали отделению права от богословия, риторики, этики и политики; г) подняли анализ права на уровень науки путем концептуализации правовых институтов и систематизации права как единого свода знаний; д) создали класс профессиональных юристов. Развитие отечественной Ю.н. тесно связано с учреждением в 1755 г. Московского и в 1819 г. Санкт-Петербургского университетов. Основным источником познания права в период слабого развития издательского дела становились лекции, прочитанные профессорами,поэтому история развития Ю.н. в России, по существу, неотделима от развития этих университетов. Первоначально российская Ю.н. основывалась на зарубежных исследованиях, преподавание велось иностранными профессорами; но со временем были подготовлены и отечественные специалисты. Одним из первых русских профессоров права был С.Е. Десницкий, внесший весомый вклад в развитие российской Ю.н. Он считал, что Ю.н. включает в себя 4 части: а) о происшествии правлений в разные века и у разных народов; б) о правах, происходящих в обществе от различного состояния людей; в) о правах, происходящих от различных и взаимных дел между обывателями; г) о полиции или благоустройстве гражданском. Формирование теоретических основ отечественной Ю.н. происходило под влиянием идей С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева,Л.И.. Петражицко-го, Б.А. Кистяковского, Ф.В. Таранов-ского и др. Развитию отраслевых Ю.н. способствовали труды Н.М. Коркунова. Предметом Ю.н. выступает право как социальное явление. Однако оно изучается и другими науками, поэтому возникает необходимость в чистом учении о праве. Вопрос о предмете Ю.н. решался и отечественными правоведами. Так, по мнению советского исследователя права О.А. Красавчикова, в предмет Ю.н. включаются регулируемые правом общественные отношения, нормы и институты, источники юридических норм, юридическая техника, опыт применения норм права, правоотношения и юридические факты. Известный ученый-юрист С.С. Алексеев считает, что предмет Ю.н. может быть рассмотрен в 2 плоскостях: а) с точки зрения процесса правового регулирования его составляют право как система юридических норм: общественные отношения как предмет правового регулирования; нормативные юридические акты, правоотношения, индивидуальные акты, правосознание и правовая культура; формирование и действие права, эффективность его норм: б) с точки зрения содержания правового регулирования в него включаются закономерности права, догма права, техника юриспруденции. Под методологией Ю.н. следует понимать совокупность приемов,способов изучения ее предмета. На заре науки ученые использовали преимущественно схоластический метод, который был разработан в начале XII в. В праве этот метод принял форму анализа и синтеза доктрин, часто противоречащих друг другу, взятых из Кодификации Юстиниана и у светских авторитетов. Метод европейских юристов XII в. (за основу которого были взяты диалоги Платона) представлял собой измененный метод диалектического рассуждения, характерный для древнегреческой философии, классического и постклассического римского права. Отечественный юрист Г.Ф. Шерше-невич, разрабатывая методологию Ю.н. (1912 г.), анализировал 4 метода: догматический, исторический,социологический и критический. Российский ученый В.М. Сырых выделяет 4 вида методов Ю.н.: а) метод материалистической диалектики; б) общие приемы (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.); в) специальные методы (статистический, кибернетический, социально-психологические приемы); г) частноправовые методы (формально-логический, сравнительно-правовой). В обобщенном виде методологическую базу Ю.н. составляют общенаучные и собственно юридические методы. Главными функциями Ю.н. являются: а) теоретико-познавательная (с помощью которой осмысливается сущность права, познаются его объективные закономерности); б) практически-прикладная (дает возможность Ю.н. вырабатывать рекомендации, направленные на совершенствование законодательства и практики его применения); в) идеологическая, воспитательная функция (заключается в том, что юридические знания влияют на сознание людей, оказывают на них воспитательное воздействие). Вопрос о содержании идеологической функции Ю.н. является дискуссионным в отечественном правоведении. Одни ученые отрицают эту функцию, другие считают, что, поскольку Ю.н. весьма политизирована, без идеологической функции не обойтись. Ю.н. способствует формированию такого общественного сознания, в котором будут господствовать идеи законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина. Система Ю.н. есть совокупность наук. изучающих право во всех его проявлениях. Причем эти науки образуют определенную структуру. Схематично ее можно представить следующим образом: а) общетеоретические науки (теория государства и права, история государства и права России и зарубежных стран, история политических и правовых учений); б) отраслевые науки (конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое,уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.); в) межотраслевые науки (экологическое право, судоустройство и др.); г) науки международного права (международное публичное, международное частное, космическое право); д) наука сравнительного права; е) прикладные Ю.н. (криминалистика, криминология, юридическая психология, судебная медицина, судебная психиатрия). В России Ю.н. развивается в научных учреждениях (Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, НИИ МВД и др.) и учебных заведениях (юридических академиях, институтах и юридических факультетах университетов). Лит.: Алексее в С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2-х т. Свердловск, 1972; Аннерс Э. История европейского права. М., 1994; Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994; Таганцев Н.С. Русское уголовное право. В 2-х т. СПб., 1902; Кельзен Г. Чистое учение о праве. Вып. 1-2. М., 1987, 1988; Красавчиков О.А. Советская наука гражданского права. Ученые труды Свердловского юридического института. Т. 6. Свердловск, 1961;Ко р кун о в Н.М. История философии права. СПб., 1908; его же: Русское государственное право. В 2-х т. СПб., 1893; его же: Лекции по международному праву. СПб., 1884; Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989: Связь юридической науки с практикой/Отв. ред. В.Н. Ку.-дрявцев. М., 1988; Сырых В.М. Метод правовой науки. М., 1980; Теория государства и права/Под ред. А.Б. Венгерова.М., 1995;Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1907; его же: Учебник торгового права. М., 1914; Экимов А.И. Политические интересы и юридическая наука//Государство и право, 1996, №12. Малиновский А.А.





.