для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь
государство, расположенное на юго-западе Европы, занимающее 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские, Питиусские и Канарские острова. И. унитарное государство. Однако наличие большого числа национальных меньшинств привело к установлению самоуправления отдельных областей Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и еще 13 регионов имеют автономию. В каждой области работает избираемая населением ассамблея, которая издает законы,действующие на территории данной области. Ассамблея формирует местное правительство во главе с председателем. Деятельность органов автономных областей контролируется правительством, Конституционным судом (КС), Счетной палатой. В соответствии с Конституцией 1978 г. И. является конституционной монархией. Глава государства король, осуществляющий высшее представительство страны в международных отношениях и являющийся главнокомандующим вооруженными силами страны. Права короля строго регламентированы Конституцией. Законодательную власть осуществляют Генеральные кортесы (парламент), контролирующие деятельность правительства. Состоят из двух палат: сената (верхняя палата, 256 человек) и конгресса депутатов (350 человек), состав которых избирается на основе всеобщего избирательного права сроком на 4 года. Высший исполнительный орган правительство то главе с председателем. Исполнительная власть в городах осуществляется муниципальными советами. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Общая характеристика. Основы современной правовой системы И; сложились главным образом в XIX в., когда после освобождения страны от французской оккупации (1808-1814) на протяжении нескольких десятилетий были приняты кодексы законов по отдельным отраслям права. В этих кодексах заметно влияние права Франции и отчасти других европейских стран, опередивших И. в капиталистическом развитии, а также некоторых латиноамериканских государств бывших испанских колоний. Однако в целом формирование современного права происходило на базе богатой истории собственного законодательства, насчитывающей много столетий. В средние века в различных королевствах на территории будущей И. (Кастилия, Арагон, Каталония, Наварра и др.) создавалось немало сборников законов, имевших, как правило, лишь местное значение и обнаруживавших сильное влияние либо римского права, либо обычного права пришедших в V в. завоевателей вестготов. Наибольшую известность среди них получило самое раннее собрание правовых норм "Фуэро ху-эго" ("Судебное уложение"), датируемое 654 г., которое стало символом идеи национального единства и представляло собой попытку объединить в одном документе нормы обеих названных правовых систем. В последующем развитии законодательства важную роль сыграло изданное в 1255 г. в Кастилии "Фуэро реаль" ("Королевское уложение"), в котором излагались многие институты государственного, гражданского и уголовного права, а также регулировались вопросы судопроизводства на основе ранее изданных сборников законов, в том числе и "Фуэро хуэго". Еще большее значение имело собрание правовых норм,составленное в той же Кастилии в 1256-1263 гг. и получившее название "Семь партид" (частей). Каждая из его частей посвящена определенной сфере правового регулирования церковному праву и месту католической церкви в государственной и общественной жизни (ч. 1), королевской власти и деятельности органов управления (ч. 2), судопроизводству (ч. 3), семейному праву (ч. 4), договорному праву (ч. 5) и. наконец,преступлениям и наказаниям (ч. 6 и 7). Некоторые разделы "Партид" представляли собой более или менее самостоятельное переложение норм римского (ч. 5) либо канонического (ч. 1) права, нов целом это было столь полное, систематизированное и умело составленное собрание правовых норм, что со временем "Партиды" не только оказали существенное влияние на развитие собственно испанского законодательства, но и долгое время непосредственно применялись как основной источник права сначала в испанских колониях в Латинской Америке, а затем в возникших там независимых государствах. В 1567 г. было издано огромное по своим размерам 9-томное собрание испанских законов "Новый свод", составители которого безуспешно пытались охватить все правовые проблемы и вместе с тем вынуждены были допускать использование наряду с ним прежних источников права "Фуэро реаль" и "Партид". (В испанских колониях в Латинской Америке были даже выработаны определенные правила, по которым подлежали применению нормы каждого из этих собраний законов.) Наконец, в 1805г. был издан еще более объемистый, чем предыдущее собрание, "Новейший свод" в 12 томах (последний том посвящен вопросам уголовного права и процесса), после чего развитие законодательства в И. пошло уже по пути издания не всеобъемлющих сводов законов, а кодексов, охватывающих определенные отрасли права и дополняющих их, либо самостоятельных по своему значению законов, регулирующих отдельные правовые институты. Конституция 1978 г. предусматривает, что наряду с законами, принимаемыми Генеральными кортесами, могут издаваться, даже по вопросам, отнесенным к ведению Испанского государства, законодательные акты автономных областей. Такие акты издаются автономными областями в порядке делегированного законодательства, на основе принципов и директив, указанных в общегосударственном законе, и должны содержать условия контроля за соответствующими нормами со стороны Генеральных кортесов. При передаче или делегировании государством собственных полномочий автономным областям законом должно быть предусмотрено выделение в каждом случае соответствующих финансовых средств. Гражданское право и смежные с ним отрасли права. Проект действующего Гражданского кодекса (ГК) был составлен в 1843-1846 гг., однако его принятие надолго задержалось из-за сопротивления крупных помещиков, стремившихся не допустить унификации гражданского права и сохранить выгодные им "особенности" правового регулирования имущественных отношений в отдельных провинциях. Лишь в 1889 г. этот проект стал законом. ГК 1889 г. открывается предварительными положениями, характеризующими правовые нормы в целом, правила их применения и действия. Книга первая "О лицах" регулирует вопросы гражданства, брака и развода, семейных отношений, опеки и попечительства. Вторая книга посвящена институтам собственности, владения и их "модификациям", третья различным способам приобретения имущества (особенно подробно наследованию). Наконец, в книге четвертой "Об обязательствах и договорах" регулируются общие вопросы возникновения и прекращения обязательств и (детальным образом) различные виды договоров. Составители ГК 1889 г. использовали классический образец ГК Франции 1804 г., но вопреки распространенным представлениям отнюдь не просто его повторили. Они не только учли опыт гражданских кодексов Австрии, Италии и Португалии, но и, что самое важное, постарались воспроизвести некоторые традиционные институты испанского права, в частности об имущественных отношениях между супругами. В ГК содержится немало своеобразных решений и других правовых проблем. В последние десятилетия в текст ГК внесен ряд важных изменений. В 1973г. издана новая редакция предварительных положений, где уточняются правила толкования юридических норм и т.п. Закон 1975 г. существенно улучшил правовое положение замужней женщины: расширены ее возможности самостоятельно заключать договоры, вступать в кооперативы и другие общества, место проживания супругов отныне должно определяться лишь по взаимному согласию и т.п. Еще более серьезным изменениям текст ГК подвергся после принятия Конституции 1978 г. в связи с расширением личных прав и свобод испанских граждан. Это выразилось, в частности, в окончательном оформлении юридического равенства между супругами, в появлении возможности получить развод, что раньше не допускалось по испанским законам, в улучшении положения детей в семье и в защите прав незаконнорожденных детей. Первый испанский Торговый кодекс, составленный под влиянием французского кодекса 1808 г., был издан в 1829 г. и в свою очередь послужил образцом для торговых кодексов ряда латиноамериканских государств (Коста-Рика, Чили). Впоследствии он был заменен ныне действующим Торговым кодексом 1885 г., особенно подробно регулирующим морскую торговлю, вексельное право и страхование. За время своего действия он подвергался неоднократным изменениям и дополнениям. В регулировании трудовых отношений важную роль ныне играют нормы Конституции 1978 г. В противовес режиму фашистской диктатуры, объявившему вне закона классовые профессиональные союзы. Конституция закрепила право трудящихся на свободное объединение в профсоюзы (оно ограничено лишь для военных и государственных служащих) и на забастовку "в целях защиты ими своих интересов". Предусмотрены заключение коллективных договоров между представителями рабочих и предпринимателей, а также правовые методы разрешения трудовых конфликтов. В Конституции провозглашено право престарелых граждан на пенсионное обеспечение. Положения Конституции развиты в Законе "О статуте прав трудящихся" 1980 г. В нем регулируются условия заключения трудового договора, вопросы определения заработной платы, продолжительности рабочего времени и правила увольнения, в том числе гарантии от необоснованного увольнения отдельных лиц, а также детально изложена процедура заключения коллективных договоров, порядок формирования органов коллективного представительства работников (комитетов предприятия) и их компетенция, закреплена возможность расторжения трудовых отношений при определенных условиях и т.п. Порядок создания и деятельности профсоюзов регулируется Органическим законом о свободе ассоциаций № II 1985 г.. поддержание работы систем жизнеобеспечения в период забастовок серией королевских декретов, изданных в 1988 г. В И. действует развитая система социального обеспечения, финансируемая за счет страховых взносов работников и предпринимателей, а также бюджетных средств. В 1985 г. вступил в силу Закон о реформе системы государственного пенсионного обеспечения,направленный на борьбу со злоупотреблениями в этой области. В 1988 г. принят более общий Закон № 8 о правонарушениях в социальной области и санкциях за них. В нем перечислены нарушения трудового законодательства и норм, регулирующих социальное обеспечение как со стороны работников и рядовых граждан, так и со стороны предпринимателей и должностных лиц. В заключительной части Закона указаны санкции за каждый вид правонарушений в соответствии с их тяжестью. Законодательство в сфере охраны окружающей среды (в частности, об этом говорит один из законов, принятых в 1975 г.) придает особо важное значение охране природных комплексов и достопримечательностей, созданию национальных парков. В системе испанского законодательства отсутствуют гражданский и уголовный процессуальные кодексы. Действующий весьма объемистый Закон о гражданском судопроизводстве 1881 г. (в нем около 1500 статей) дополнен в 1984 г. Законом № 34 о неотложной реформе гражданского процесса, исходящим из принципиальных положений испанской Конституции. Уголовное право. Действующий Уголовный кодекс (УК) результат неоднократных реформ в сфере уголовного законодательства, осуществлявшихся, начиная с УК 1822 г. Этот первый испанский УК, отражавший идеи буржуазной революции, был отменен уже в 1823 г., когда в стране победила монархическая реакция и были восстановлены нормы прежнего уголовного законодательства: соответствующие разделы "Партид", "Нового свода" и "Новейшего свода". И все же он оказал заметное влияние на законодательство ряда добившихся независимости латиноамериканских государств, где в 20- 30-х гг. прошлого века развернулась подготовка собственных УК (Бразилии 1830 г., Боливии 1834 г. и др.). В самой же И. лишь в 1848 г. был издан новый УК, лежащий в основе действующего законодательства. В нем выражены идеи классической школы уголовного права, как и в УК Франции 1810 г., от которого испанский кодекс отличается более казуистическим описанием отдельных правовых институтов. Следующий УК 1870 г. представлял собой прежний с некоторыми изменениями и дополнениями в духе либеральной неоклассической школы, допускавшей возможность смягчения наказаний, провозглашавшей цели "исправления" осужденного и т.п. В 1928 г., в период господства реакционной диктатуры При-мо де Риверы, был издан УК, отличавшийся неоправданной жестокостью и вместе с тем техническим несовершенством. После свержения диктатуры он был отменен (1930) и возобновлено действие УК 1870 г. Установившаяся в И. после гражданской войны 1936- 1938 гг. фашистская диктатура Франко не отказалась от УК 1870 г., а лишь заменила его новой редакцией 1944 г. В дальнейшем текст УК не раз подвергался изменениям (1963,1971,1983 гг.). В период франкизма издан ряд специальных законов, направленных на подавление демократических сил и нередко предусматривавших единственную меру наказания смертную казнь (законы о масонстве и коммунизме 1940 г., о вооруженном мятеже, бандитизме и терроризме 1943 г. и др.), а также законы о применении "мер ресоциализации" к бродягам и другим "социально опасным" лицам (1970). После восстановления демократии и принятия Конституции 1978 г. были приняты дополняющие УК законы, направленные на защиту прав граждан: о преступлениях, состоящих в посягательствах на свободу слова, собраний и ассоциаций. 1980 г., о наказаниях за незаконное подслушивание телефонных разговоров 1984 г. и др. Наряду с этим неоднократно издавались законы, направленные на борьбу с вооруженными бандами и террористическими элементами, стремящимися подорвать конституционные основы общества (важнейший из них принят 26 декабря 1984 г.). Смертная казнь в мирное время отменена по Конституции 1978 г. С 1995 г. она отменена в И. полностью. В 1995 г. был принят новый УК, который отразил глубокие демократические преобразования в государстве и обществе. На первый план в нем поставлена защита прав и свободличности, в том числе в социальной сфере, говорится о "правах трудящихся". Составители нового УК стремились включить в него основной массив уголовно-правовых запретов, что отличает его от большинства кодексов, действующих ныне за рубежом. Основным принципом УК считается минимальное вмешательство в жизнь и поведение человека. Все деяния делятся на тяжкие и менее тяжкие преступления и на проступки в зависимости от санкции. Система наказаний включает в себя лишение свободы на срок до 20 лет (в исключительных случаях до 30), штрафы, назначаемые по системе дневных ставок, с учетом материального положения обвиняемого, арест на 36 ч, отбываемый периодически в ближайшем месте лишения свободы в конце недели, и др. Наряду с наказаниями предусмотрена система мер безопасности, связанных с лишением свободы (помещение в психиатрические учреждения, в специальные центры перевоспитания) либо состоящих в лишении прав. Система Особенной части УК состоит из 24 разделов, начиная с норм об ответственности за убийство, аборт, телесные повреждения, после которых следуют разделы об иных посягательствах на права человека, об имущественных преступлениях, о преступлениях против общественного порядка и правосудия. Завершают систему Особенной части разделы о преступлениях против Конституции,против мира и безопасности государства и международного сообщества. Вопросы уголовного процесса отчас- . ти регулируются и поныне Законом об уголовном судопроизводстве 1882 г., который действует с многочисленными позднейшими изменениями,нередко принципиального характера. Наиболее важные из них внесены непосредственно после принятия Конституции 1978 г., сформулировавшей ряд демократических принципов уголовного процесса, а также в соответствии с Органическим законом о судебной власти 1985 г. и Органическим законом о судьях по уголовным делам 1988 г., в которых в новой редакции изложены некоторые разделы Закона об уголовном судопроизводстве. Закон о судебной власти 1985 г. играет и самостоятельную роль в регулировании вопросов уголовного процесса и судоустройства: он рассматривается в качестве "нормативной базы" для достижения целей правосудия в "социальном и демократическом правовом государстве" (так определено его значение в Законе о территориальной организации судебной власти 1988 г.). Научные исследования в области права ведутся главным образом на юридических факультетах университетов, которые имеются почти во всех крупных городах И. (часть университетов католические). Старейшие правовые школы были основаны в средние века в университетах Саламанки (1218). Вальядо-лида (1346) и Барселоны (1450). Самый крупный ныне юридический факультет в Центральном университете Мадрида. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Конституция 1978 г. включила в состав высших государственных учреждений страны КС. Он решает вопрос о конституционности законов и актов правительства. имеющих силу закона, разбирает конфликты по вопросам компетенции между государством и региональными автономными объединениями, а также жалобы отдельных лиц (физических и юридических) на нарушение их конституционных прав и свобод. Обратиться в КС может и судебный орган, если он в ходе процесса сочтет, что подлежащий применению закон противоречит Конституции. Решения КС имеют обязательную силу и обжалованию не подлежат. КС состоит из 12 членов. Они назначаются королем по предложению каждой из обеих палат (по 4). правительства (по 2) и генерального совета судебной власти (по 2) из числа опытных судей и прокуроров, юристов профессоров университетов, государственных служащих и адвокатов. Члены суда назначаются на 9 лет (предусмотрена процедура обновления состава суда каждые 3 года на /,). Председатель назначается королем на 3 года по предложению членов суда. Систему судов И. возглавляет Верховный суд (ВС) (Верховный трибунал юстиции). Это высшая судебная инстанция в стране, в том числе и для судов региональных автономных объединений. Руководит им назначаемый королем председатель. ВС состоит из 6 палат, рас-сматривающих по первой инстанции гражданские и уголовные дела. прежде всего против высших чиновников и судей (палаты I и 2). жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов (палаты 3 и 4). жалобы по административным спорам (палата 5) и трудовым конфликтам (палата 6). В составе каждой палаты- 10-12 членов и председатель. Конституцией 1978 г. предусмотрено учреждение соответствующих апелляционных инстанций в существующих и вновь создаваемых автономных областях. Высшие территориальные суды имеются в каждом из 15 судебных округов страны (они не соответствуют общему административно-территориальному делению). Эти суды расположены в больших городах (в Мадриде 3 суда) и рассматривают главным образом жалобы на решения нижестоящих судов по гражданским и административным делам, а также по первой инстанции гражданские дела с большой суммой иска. споры по делам о патентах и торговых марках и др. Дела в них обычно слушаются коллегией из 5 судей. . Высшие провинциальные суды созданы во всех 50 провинциях страны (15 из них считаются палатами соответствующих высших территориальных судов). Они рассматривают в коллегиях из 3 профессиональных судей либо дела о тяжких уголовных преступлениях в качестве судов первой инстанции, либо апелляционные жалобы на приговоры. вынесенные нижестоящими судами по уголовным делам. В 1988 г. согласно Органическому закону № 7 "в целях упрощения судебной процедуры по уголовным делам при соблюдении гарантий прав обвиняемого" была введена новая судебная инстанция судьи по уголовным делам. Эти судьи рассматривают единолично дела, по которым может быть назначено наказание до 6 лет лишения свободы (в ряде случаев допускается и заочное разбирательство дела с согласия обвиняемого). В каждой провинции имеется, как правило, несколько судей по уголовным делам, а в Мадриде несколько главных судей этой категории, полномочных рассматривать наиболее сложные дела в любой части И. Гражданские споры с относительно небольшой суммой иска и по некоторым определенным категориям дел подлежат рассмотрению в судах первой инстанции. Эти суды могут рассматривать и жалобы на решения мировых судей по гражданским делам. Мировые судьи, представляющие собой низшую судебную инстанцию, рассматривают единолично основную массу мелких гражданских споров, а также дела о малозначительных уголовных преступлениях. Суды присяжных были введены в И. в 1886 г. для рассмотрения дел о тяжких уголовных преступлениях. В период фашистской диктатуры институт суда присяжных был отменен. В конце 1970-1980 гг. образована система хозяйственно-административных трибуналов. Ее возглавляет Центральный хозяйственно-административный трибунал, состоящий из председателя, 11 членов и генерального секретаря. Трибунал рассматривает по первой инстанции финансовые споры на крупные суммы и жалобы на постановления Министерства экономики и других центральных учреждений, а по второй инстанции жалобы на постановления нижестоящих судов хозяйственно-административных трибуналов региональных автономных объединений и соответствующих трибуналов провинций. Суды по делам несовершеннолетних, самостоятельные по отношению к общей системе судов, были созданы в 1918 г. Они имеются во всех провинциях. Коллегии судей или единоличные судьи рассматривают в них дела о правонарушениях несовершеннолетних, а также споры по семейным вопросам. Возглавляет систему этих судов Высший совет защиты несовершеннолетних в Мадриде. Согласно закону 1980 г. о Высшем совете апелляционные жалобы на решения судов по делам несовершеннолетних рассматриваются образуемыми им комиссиями в составе 7 профессиональных судей. Конституция 1978 г. провозгласила принцип независимости и несменяемости судей. Они назначаются на свои должности королем по рекомендациям Генерального совета судебной власти, играющего важнейшую роль в управлении и контроле за деятельностью судов. В его состав входят председатель ВС (председатель Совета) и 20 членов, избираемых на 5 лет судьями всех категорий из своей среды (12) и кортесами из числа опытных адвокатов и других юристов (8). Расследование по уголовным делам проводится судебной полицией, и прежде всего уполномоченными на то сотрудниками "гражданской гвардии". Расследование наиболее сложных уголовных дел осуществляют следственные судьи, которые входят в судейский корпус на равных правах с другими судьями, но не могут участвовать в разбирательстве расследованных ими дел. Обвинение в судах поддерживается представителями прокуратуры.организованной по иерархическому принципу и возглавляемой Генеральным прокурором государства. Прокуроры могут выступать в судах и при рассмотрении гражданских дел в защиту прав граждан и охраняемых законом общественных интересов. В Конституции провозглашено право всех граждан на судебную защиту, в том числе на бесплатную юридическую помощь по уголовным делам для всех, кто не обладает средствами. В целом же процесс формирования судебной системы и ее основных институтов на базе новой Конституции еще не завершен. В 1981 г. в И. принят Закон о народном защитнике, который избирается на 5 лет обеими палатами парламента и призван охранять права граждан от злоупотреблений со стороны административных органов. Институт народного защитника во многом напоминает функции омбудсмана в Скандинавских странах. Народный защитник может просить КС проверить конституционность того или иного акта, требовать от администрации отмены незаконных постановлений и распоряжений, обращаясь при необходимости за содействием в прокуратуру и суды. Народный защитник ответствен только перед Генеральными кортесами. Решетников Ф.М.





.