для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь

10 часов утра, бесконечная очередь в приёмной: проректора, сотрудники университета, студенты… кто с бумажкой на подпись, услужливо просит отвлекающегося на звонки секретаря пропустить вне очереди почему-то именно на полторы минуты, а кто, смиренно сев на один из стульев, ждёт кажущуюся необыкновенной фразу: «входите, Александр Леонидович вас ждёт».
Просторный кабинет, горы бумаг на столе, бесконечные звонки сразу нескольких телефонов, не считая мобильного – будний день ректора Восточноукраинского Национального Университета им. В.И. Даля Александра Леонидовича Голубенко. Первая мысль: «на все вопросы не ответит», вторая: «вот у кого надо учиться организации труда, чтобы и посетителей принимать (причём иногда нескольких сразу), и по телефону давать указания (причём сразу по нескольким), и помнить о важной встрече через два часа, и…»

- Ну, выходит, в полпервого я водички попью и к вам… - говорит ректор кому-то в трубку, держа в правой руке список на белой полоске бумаги, убористо исписанной простым карандашом.
Да… в полпервого водички попить, а тут мы с вопросами на пяти листах.
- Александр Леонидович, людям обещали в двадцатых числах опубликовать интервью… Понимаем, аврал, но…
- Что там за вопросы? Задавайте…
Вот так, быстро и сходу, без промедления. Думается, именно в этом вся его суть, вся жизнь, в молниеносном принятии решений, в незамедлительном дерзании, в стремительном движении, когда не хватает времени на мысли о возможном сожалении или радости. Главное - задача, её реализация и результат.

 

"В СВОИХ ВНУКАХ ХОЧУ ВИДЕТЬ ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СТРЕМЛЕНИЕ К ПОЛУЧЕНИЮ ЗНАНИЙ"

- Председатель совета ректоров ВУЗов Донецкой области, ректор Донецкого Национального университета академик Владимир Шевченко критически относится к внедряемой при поступлении в ВУЗы системе тестов. Каково Ваше мнение по этому вопросу? Считаете ли Вы введение упомянутой системы тестов оправданной? Или всё-таки старая система предпочтительней?

- Смотря в какой области знаний проводится тестирование. Если речь идёт о точных науках, то система тестов вполне может быть оправдана. Если о гуманитарных, где нужны творческие способности, образность мышления, то старая система лучше.

- Как Вы считаете, способны ли тесты полностью заменить преподавателя в плане контроля обучения?- Нет. Есть индивидуальные качества человека, а также состояния, которые тест не может учесть. Например, психологические особенности личности, состояние здоровья и прочее. Кроме того, есть дисциплины, как уже было сказано выше, знания по которым не могут быть оценены посредством тестовой системы

- Какие практические цели преследовались при вступлении в Болонскую систему обучения?
- Их очень много. Перечислю основные. Первая цель – повысить качество образовательной деятельности. Потому что есть положительный опыт обучения как у нас так и на Западе. Задача состоит в том, чтобы объединить лучший опыт, получить, так сказать, синергический эффект. Без интеграции в объединённую образовательную систему Европы этого достичь в должной степени невозможно. Второе – это мобильность. Студент должен иметь возможность свободно выбирать место обучения, потреблять лучшие знания там, где считает это нужным. Третье – хороший специалист должен знать языки. Возможность получать образование в Европе создаёт необходимое объективное условие для их изучения. Четвёртое – трудоустройство. В принципах Magna Charta так и записано: «все академические степени и квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда». Наши студенты, например, уже ездят в Германию.

- В связи с этим принципом, не будет ли способствовать Болонский процесс «утечке мозгов» за границу?

- Этого бояться не нужно. Я сам тому пример, ведь я в своё время год работал в Аахене (Германия) и пять раз за этот год ездил домой за свои деньги. Есть такое понятие – ностальгия. А если человек выедет за границу, наберётся там опыта, то это ведь только лучше. У нас, например, в стране наблюдается кризис в промышленности. Что ж это значит, наши люди не должны набираться знаний и опыта? Ведь здесь у них не всегда есть возможность найти работу. Ничего плохого нет в том, что наш специалист (а специалистом можно стать и быть лишь в процессе работы, практического применения знаний) сможет поработать за границей, а через время свои знания и опыт привезёт в Украину. К примеру, Китай, несмотря на то, что был тоталитарной коммунистической страной, в отличие от СССР разрешал своим гражданам оставаться за границей. Со мной, к примеру, в Германии работали 40 китайцев, половина из них вернулось на родину. Посмотрите сейчас на Китай – это индустриально развитая страна, в которую вернулись из-за границы многие специалисты и дали новый толчок в развитии своей страны.

- Вопрос от Михаила, студента. Формальные изменения после принятия Magna Charta видны - модульная система и прочее. Насколько качественны данные изменения? Какие положительные стороны вступления в Болонскую систему уже видны и какие трудности предстоит ещё преодолеть?

- Не стоит связывать формальный процесс введения модульной системы с непосредственным переходом на Болонскую систему обучения. Дело в том, что модульная система – это система контроля знаний, но есть ещё система обеспечения знаний, это те же аудиторные, те же практические занятия, работа с Интернетом, с учебно-методической базой. То есть модульная система – это только контроль, а создание базы знаний – это совершенно иной вопрос, с которым ещё предстоит много работы.

- Есть ли ведущие европейские Университеты, которые не вступили в Болонский процесс?

- В Болонскую систему вступает страна. До недавнего времени оставалось лишь несколько стран, не вступивших в Болонскую систему включая Украину. Наш университет несколько опередил события. Такую честь оказывают лишь для лучших университетов.

- Вопрос от Резникова Петра Васильевича. Нет ли у Вас ощущения, что путь высших учебных заведений на постсоветском пространстве к западным системам обучения является искусственно насаждаемым, из-за чего этот процесс болезнен и не настолько эффективен как хотелось бы? Быть может, стоило бы сначала подготовить почву и поэтапно вводить элементы западных систем постепенно адаптируясь, чтобы впоследствии вызреть для более радикальных шагов интеграции?

- Если мы хотим какое-либо дело угробить, то нужно идти именно таким путём. Есть люди, которые не хотят принимать решения, делать конкретные шаги к улучшениям и, оправдывая своё бездействие боязнью ошибок и трудностей, спускают процесс на тормозах. Внедрение Болонской системы – это не прихоть ректора, а веление времени. Конечно же, эта задача не проста, но решать её нужно.

- Вопрос от Александра Ивановича, инженера. Зачем нужна Болонская система обучения, если при старой советской системе обучения мы имели специалистов на голову выше западных? Может пусть они бы поучились нашей системе образования, которая взрастила многие тысячи умов, работающих теперь на западных работодателей?

- Это вопрос спорный. На это мнение есть поговорка: если мы такие умные, то почему такие бедные? Я ни в коем случае не хочу сказать, что старая система образования плохая. Это довольно таки мощная система образования, которая формировалась десятилетиями и воспитала выдающиеся умы. Но есть такое понятие как время, которое, согласно словарю Даля, определяется последовательностью событий. Так вот за окном сейчас другое время, другие события, вовлекающие Украину в глобальные процессы, которые требуют изменений. И если их не начать, то очевидные уже сейчас противоречия в будущем будут ещё глубже, а главное – зачем упускать возможность сделать образование доступней и эффективней?

- Что позволяло при Советском Союзе ковать высококвалифицированные кадры в ВУЗах – советская система образования в целом или её важная отличительная особенность – доступность за счёт возможности бесплатно получать образование?

- Есть такая шутка: если есть желание учиться, то почему бы не удовлетворить свою жажду знаний за государственный счёт. Высококвалифицированные кадры – это не просто получившие образование люди, но и постоянно применяющие свои знания на практике. Если бы в СССР промышленность стояла на месте, то никакой квалификации бы не было. Потому мы, в частности, и вступаем в Болонскую систему, чтобы дать возможность студентам практиковаться, повышать свой профессиональный уровень в Европе. Жажда знаний и практика – вот главная причина высокой квалификации.

- Но всё таки на Украине есть самородки без гроша в кармане. При всей жажде знаний у них нет возможности платить за образование. Есть ли перспективы у бесплатного (бюджетного) обучения в Украине?

- Государство должно заботиться о своём будущем. А будущее государства – это интеллект его граждан. Образование должно быть максимально доступно для способных людей. Все высокоразвитые государства берут на себя вопрос образования и нам его также нужно брать на себя.

- Что в старой советской системе обучения стоит оставить и развивать, а что можно перенять у западных систем?

- Этот вопрос затрагивает целые пласты тем. Главное уже сейчас внедрить методики обучения, которые могут повысить его качество. Мобильность, возможность получать опыт в различных странах, знание языков – означает то, что студенты Далевского университета фактически становятся уже не только гражданами отдельного государства, они – граждане всей Европы, способные, дерзкие к свершениям, квалифицированные специалисты и новаторы. Конечно же, это не отрицает и не может отрицать опыт отечественной образовательной школы, в основе которой такие имена как Ушинский, Драгоманов, Шевченко, Макаренко, Сухомлинский.

- Вопрос от Александра, студента 4-го курса. ВНУ им. В. Даля: Хотелось бы подробнее узнать о понятии рейтинга, об отчислении всех после 4 курса и как происходит отбор на бюджет на 5 курс (специалист и магистр)

- Существует порядок зачисления выпускников на обучение по программам подготовки специалиста и магистра (на базе бакалавра). Для этого на каждом факультете созданы комиссии. И с учётом рейтинга студентов по учебной работе, по научной работе и по общественной работе будет выстроен общий рейтинг и по этому рейтингу будет осуществляться распределение студентов. 20% из числа бюджетников будут учиться по программе магистров, остальные – по программе специалистов. Все студенты – и бюджетники и контрактники – находятся в общем рейтинге.

- Вопрос от Андрея, студента 1-го курса. Уважаемый Александр Леонидович! Я заканчиваю первый курс ВНУ. Учусь на дневном. Скажите, пожалуйста, возможно ли мне поступить на вторую специальность в Ваш университет на заочное? Если да, то возможно ли на бюджет? И можно ли поступать на любую специальность университета? Заранее спасибо!

- На вторую специальность заочного отделения поступить можно, но не на бюджет.

- Вопрос от Павла, студента ВНУ, 3-й курс, финансово-экономический факультет
Вопрос по поводу Magna Charta. В этом документе, в ст.2, если не ошибаюсь (там, где о принципах университета) сказано, что ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЯЮТСЯ СВОБОДНЫМИ. Звучит красиво. А теперь сам вопрос. Почему нас, студентов, заставляют писать конспекты ВРУЧНУЮ??? Почему конспект и посещение лекции являются обязательной частью изучения предмета, если в документе, которым так гордится наш университет написано обратное? Я, например, не люблю лекции и с удовольствием их пропускаю (НО ОБЯЗАТЕЛЬНО ХОЖУ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ), а меня заставляют показывать лектору конспекты его лекций, написанные обязательно вручную. ГДЕ ЛОГИКА??? У меня есть интернет, я хожу в библиотеки - так зачем мне лекции? Может еще труды Маркса-Энгельса вручную переписывать будем? С уважением.

- Книга – это один источник знаний, интернет – другой, а лектор – третий. Есть настолько интересные лекции, что пропустить их – всё равно, что пропустить познавательную передачу по телевизору. Кроме того, лекторский материал выстроен в методологической последовательности образовательной программы, что очень важно. Относительно Magna Charta. Сейчас идёт процесс адаптации Болонской системы обучения к нашим реалиям и поэтому не исключён синтез методик обучения. В этом нет ничего плохого. Тем более что целиком и сразу отказаться от своей сложившейся методики не только невозможно, но и не всегда целесообразно. К примеру, недавно была встреча с французским атташе по вопросам образования, который отметил, что французы не отказываются от традиций образования, которые сложились в их стране и вступают в Болонский процесс без ущемления сложившихся традиций французской истемы образования. В любом случае Ваша задача прийти на экзамен не с багажом конспектов, а с багажом знаний. И, если последние будут отличными, то чего опасаться? В любой жизненной ситуации с Вами Ваши знания и ум – самая надёжная защита, опора и средство достижения цели.

- Несколько вопросов от Михаила, студента. Когда будет построен достойный спортивный зал?

- У нас есть спортивный зал, который будет отремонтирован в этом году. Также мы отдали в аренду часть земли, чтобы одна из Днепропетровских фирм построила на прилегающей к спортивному корпусу территории спортивную арену, на которой будет размещён Ледовый дворец. Кроме того, эта же фирма построит спортивный зал под легкоатлетический манеж.

- Почему нет контроля по внедрению в жизнь Болонского процесса и реформы образования – преподаватели как хотят, так и проводят зачёты и экзамены, хотят – устно, хотят – письменно. Ведь должна же быть единая система тестирования!

- На этот вопрос уже дан ответ. Внедрить Болонскую систему обучения одним росчерком пера невозможно.

- Как Вы считаете, реформа образования хорошо отразилась на студентах ВНУ, на их успеваемости?

- Пока об этом говорить рано, потому что реформа ещё не завершена. Но, учитывая то, что перед студентами открылись новые возможности – это уже положительный момент. Задача же студентов – эти возможности максимально использовать.

- Вопрос от Артёма, студента. Планируется ли в ВУЗе разработка систем дистанционного обучения? Например, через интернет. Возможно ли организовать (хотя бы частично) обучение через интернет посредством публикации на сайте университета лекций и тестов? Планируется ли что-либо подобное в Далевском Университете?

- У нас разработан новый сайт и полным ходом идёт его насыщение. Так что работа в этом направлении активно ведётся. Например, факультет компьютерных технологий готовит проект дистанционного обучения пока по одной специальности. Вполне возможно, что проект будет запущен в этом году. Есть некоторые условности, связанные с лицензированием, получением соответствующих организационных документов. Однако со следующего года дистанционное обучение в нашем университете будет обязательно.

- Вопрос от Юрия. У Вас плотный, насыщенный график. Когда Вы находите время для размышлений? Чему они посвящены? Каким видите будущее университета? На чём обираетесь ставить акцент в его развитии?

- Время для размышлений нахожу ночью и в дороге. Я люблю водить машину, но сейчас сам не вожу – работаю и в пути. Акцент в развитии университета является константой, он неизменен выпускать квалифицированных специалистов, востребованные кадры. Для этого нужно быть чутким к требованиям сегодняшнего дня, развивая не только качественность обучения, но и определяя новые векторы в образовании, насыщая спектр специальностей новыми направлениями профессий.

- В университете огромный профессорско-преподавательский состав, задача которых быть не только хорошими специалистами в своих отраслях знаний, но и педагогами. Не сложно ли преподавателю университета из профессионала своего далёкого от педагогики дела, на каждой лекции и семинаре превращаться в преподавателя?

- Есть основной принцип педагога – он должен учить не столько ответам на вопросы, сколько учить задаваться вопросами. Ответы на вопросы, которые не родились в голове у студента, не запомнятся, уйдут водой в песок. А вот если студент научился задаваться вопросами по своей специальности, то найти на него ответ – дело техники. Но зато студент будет знать ради чего он нашёл ответ, процесс познания, таким образом, даст результат.

- Борис Патон утверждает, что для того чтобы отечественная наука вышла из кризиса, необходимо чтобы государство сосредоточилось на поддержке приоритетных направлений в науке. К таковым направлениям он отнёс прежде всего энергетику. Судя по плачевному положению дел в транспортной промышленности для осударства она хоть и имеет стратегическое значение, но увы не приоритетное. Если развитие транспорта станет в очередь после многих других направлений, как можно приспособить транспортную науку к таким реалиям? Какие направления наиболее перспективны для исследований в транспортной сфере?

- Если заводить речь о железнодорожном транспорте, то это, прежде всего, развитие высокоскоростного движения, как пассажирского так и грузового. В данном направлении можно использовать уже наработанный опыт западных стран. Как известно, в Европе скорость железнодорожного транспорта составляет 250, а на отдельных участках достигает 330 км/ч. Как показывает их опыт, популярность такого вида транспорта растёт, в особенности учитывая масштабы Европы. Если брать во внимание автомобильный транспорт, то это дороги и соответствующий сервис. Причём в данном случае не всегда можно перенять опыт западных стран, в частности, в силу климатических условий. К примеру, опыт Олимпиады 80-го года в Москве показал, что из-за применения западных технологий строительства дорог к строительству некоторых столичных дорог, последние очень быстро пришли в негодность. Поэтому с одной стороны нужно ориентироваться на извлечение опыта заключённого в западных технологиях, чтобы не изобретать заново уже изобретённый велосипед, а с другой - проводить собственные исследования ориентируюсь на местные особенности и здесь непочатый край работы.

- Вопрос от Максима, выпускника ВНУ. Многие студенты, получив техническое образование не находят работу по специальности не из-за недостатка знаний, а из-за тсутствия предложения работы. Есть ли у Вас своё видение с чего нужно начинать возрождение транспортной отрасли? Как Вы видите процесс выхода из кризиса, в котором данная отрасль находится?

- Мне кажется, что кризис - это не совсем точное выражение, хотя, конечно же, хотелось бы видеть большие успехи. Однако посудите сами, те скоростные поезда, которые курсируют со скоростью 140-160 км/ч на участках Днепропетровск-Киев, Харьков-Киев, уже введены в строй – это факт очевидный. Сейчас создаётся скоростная магистраль между Киевом и Симферополем, Киевом и Москвой. Посмотрите на подвижной состав. Как бы там ни было, но новые виды подвижного состава у нас выпускаются, хотя и в небольших количествах. Хотелось бы, конечно, больше. «Лугансктепловоз» получил государственную премию за создание дизель-поезда. Крюковский вагоностроительный завод разрабатывает и выпускает подвижной состав, который будет иметь возможность курсировать со скоростью 200 км/ч. То есть идёт процесс подготовки для прорыва в этой отрасли. Так что я не разделяю мнение относительно того, что эта отрасль находится в кризисе.

- Как много научных разработок сейчас приносят реальный экономический эффект? Много ли идей и изобретений остаются за бортом практического применения?

- Считаю, что мнение относительно того что все 100% изобретений должны обязательно внедряться в производство является неверным. Так никогда не было и не будет. Всегда внедрялись лишь 5-10% изобретений. Что же происходит с другими изобретениями. Другие изобретения являются базой на которой создаются новые изобретения. Поэтому не внедрённое изобретение – это тот кирпичик, на котором строится здание новых решений.

- Многотысячный коллектив преподавателей и студентов – это сложная система взаимоотношений. Как часто поступают к Вам жалобы, приходится ли выступать в роли арбитра?

- В тридцати пяти тысячном коллективе бывает множество проблем – разные люди, разные системы ценностей, разные реакции на ситуации. Это жизнь, причём во всём её многообразии человеческих проблем и особенностей. Жалобы, конечно же, есть.

- Вопрос от Ирины, студентки ЦПО. Напротив Восточноукраинского Национального Университета расположено множество игровых заведений. Для Луганска привычно соседство храмов и игорных заведений, теперь стало нормой соседство последних с храмами науки. Есть ли возможность у университета как-то повлиять на то, чтобы в районе ВУЗа не открывались подобные места?

- Запрет всегда вызывает интерес. Задача же не в том чтобы этих мест не было, а в том, чтобы человек туда не ходил. Ну не будет их напротив университета, пойдёт за 500 метров дальше. Смотреть нужно в корень проблемы, а не на то, в чём она выражается. Это даже символично. Есть дорога праздности, а есть дорога знаний, будущего. Если человек увлечён жизнью, а не её прожиганием, если он мыслит, беспокоится о своём завтрашнем дне, то в никакое игорное заведение его не заманишь.

- Вопрос от Евгения Костогрыза, частного предпринимателя, разработчика веб-проектов. Стремление политических сил и многих русскоговорящих граждан Украины приравнять в правах русский и украинский языки имеет в основном эмоциональный характер. Но при всей «предвыборности» проблемы, некоторые политические силы добиваются того, что инженеры, руководители, транспортники с разных концов Украины будут иметь право говорить, по сути, на разных языках. Как Вы думаете, чем грозит данная тенденция? Не пугает ли Вас, что «языковый клин» навсегда создаст проблемы понимания и, главное, подчинения в различных сферах жизни: администрациях городов, областей, учебных заведениях и, конечно же, армии. На каком языке лектор Вашего Университета обязан преподавать «теорию вероятности»?

- Східноукраїнський Національний Університет імені великого мовознавця В.І. Даля завжди має на меті збагачувати своїх студентів знаннями. Знання мови – чи-то української, чи-то російської, чи-то англійської, німецької тощо, - для студента нашого університету не є приводом для суперечок. Гадаю, що для освіченої людини питання вивчення мови не є проблемним. Для громадянина Європи кількість вивчених мов – є неоціненним капіталом. Переконаний, що тільки освіченість зможе змити неприємну прикрість непорозумінь. Класик звертався до нащадків, тобто до нас: і чужому навчайтесь і свого не цурайтесь.

- В Вашей биографии написано, что Вы владеете немецким языком. Этот язык Вы изучили как образовательную дисциплину или была практическая необходимость?

- Практическая необходимость. Я был направлен в Германию, работал там. А в школе я учил испанский.

- А в течении какого времени Вы изучили немецкий язык?

- Год.

- Ректор – это не просто должность, это система качеств человека. Вы стали ректором в процессе исполнения обязанностей или Вы были уже готовы к такому посту до вступления в должность?

- 50 лет моей жизни посвящено университету. Полвека. С ростом карьеры росла ответственность, увеличивались обязанности. Быть ректором – означает нести на себе их огромный груз, а к нагрузке мне не привыкать. Так что пост ректора для меня, как и для спортсмена, был очередным этапом увеличения нагрузки, к которому готовишься в процессе всей жизни.

- Вопрос от Насти. Есть ли в Вашей жизни человек, который изменил Вашу судьбу?

- Родители. Это особая тема. Могу привести пример, на основе которого станет ясно как важно при всей юношеской амбициозности суметь прислушаться к более авторитетному мнению. Было у меня желание поступить в МГИМО – престижный ВУЗ, рекомендация для поступления в который у меня была от политотдела наиболее известной в Советском Союзе учебной дивизии, где я проходил службу. Но родители посоветовали – не стоит. И я благодарен им за этот совет. Действительно, стать дипломатом можно, а сделать успешную карьеру дипломата без связей - нет. Если бы не их совет, то не знаю как бы сложилась бы сейчас моя судьба.

- Какие ключевые причины Вашего карьерного успеха, кроме профессиональных качеств?

- Есть несколько основополагающих принципов: хорошие отношения с коллегами в коллективе, которые в свою очередь не мыслимы без ответственности в работе и уважительного отношения к наставникам.

- Три вопроса от Елены, студентки ВНУ. С ростом карьеры не потерялось ли ощущение искренности по отношению к Вам? Ведь зависть, коварство окружают успех.

- Мне на это некогда обращать внимание. Хотя это возможно и есть.

- Второй вопрос: у Вас безусловно накоплено много, если так можно сказать, полезных отношений с людьми. А есть ли у Вас просто друзья?

- У меня есть много друзей, но перед ними я чувствую вину, потому что в силу бремени обязанностей и недостатка времени я не могу уделить им должное внимание. Но все друзья, которые у меня были, все они остались. Ни одного не потерял.

- Третий вопрос от Елены: есть ли человек с которым Вы делитесь сокровенными мыслями?

- Есть несколько близких людей. С ними делюсь.

- Вы часто мечтаете? О чём или ком Ваши мечты?

- Мои мечты посвящены внукам. Родить человека могут многие, воспитать личность – вот это нужно постараться.

- Вопрос от группы студентов второго курса ВНУ. Для студентов Вы мало доступны. Как правило на контакт с учащимися идут проректора. У Вас не вызывает сожаление то, что студенты мало Вас видят и тем более мало имеют возможности пообщаться с Вами?

- Вызывает. Поэтому каждый семестр я делаю встречу со студентами, сам её инициирую, вопросы определяем какие стоит обсудить. Но дел и срочных вопросов столько, что с ними не получается поддерживать должный контакт.

- Сейчас популярна наука тайм-менеджмент, посвящённая эффективной организации времени. Как сочетать научную и административную работу без ущерба для обеих?

- Сейчас эту науку называют тайм-менеджмент, раньше её называли НОТ (научная организация труда). Просто есть разный тип людей. Я сам не сторонник того чтобы человек работал днём и ночью. Просто есть люди организованные, и у них соответственно очень высокий КПД их деятельности, а есть люди не обязательно ленивые, напротив, талантливые, умные, но они не в состоянии организовать распорядок своего дня.

- Какую школу Вы заканчивали?

- Двенадцатую. Директором у нас был Николай Васильевич Галицкий – человек с героической судьбой и сильная личность.

- Выпускница школы Алина спрашивает: Вас никогда не заставляли учиться или учить какой-либо предмет?

- Заставляли учить химию. В школе я не любил этот предмет.

- Какие в молодости у Вас были кумиры?

- Мои кумиры – это спортсмены. Я сам непосредственно связан со спортом. Вот Юрий Иванович (смотрит на проректора по научной работе Ю.И. Осенина) – футболист, а я – баскетболист (смеётся). Вообще, звук ударов баскетбольного мяча о пол, вызывает у меня особые, непередаваемые эмоции. Спорт насыщает силой, помогает выдерживать нагрузки, которые порой в кабинете более изнурительны, чем на беговой дорожке. Сейчас, к сожалению, на футбол не хожу. Раньше не мог себе представить, чтобы я не пошёл на футбол.

- Вы периодически бываете за границей. Какой город за границей больше всего Вам понравился и чем?

- Мне нравятся старинные европейские города. Страсбург, например, чешский город Карловы Вары, старые немецкие города, где есть таинственная старина, необъяснимая сказочность и уют.

- Вы общаетесь со многими западными учёными. Чем отличается украинский учёный от западного?

- Западные учёные, грубо выражаясь, более меркантильны или, мягко говоря, более практичны. Наши же учёные альтруистичны, приучены видеть основную цель в научном достижении, а не в денежном результате. Ведь ранее советским учёным не приходилось думать о зарплате. Задача как прокормить учёного лежала на государстве, поэтому сейчас многие из них столкнулись с проблемой приспособленности к жизни.

- Вы были соавтором исторической книги "Правители". Какая историческая личность Вам более всего интересна?

- Мне нравятся личности у которых есть результат. Например, Пётр I при всех его отрицательных моментах. И Горбачёв нравится, не смотря на то, что его все привыкли критиковать. А ведь он изменил идеологию. Просто есть люди, которые не боятся делать смелые шаги, из-за чего они достигают определённых результатов, среди которых неизбежно будут и отрицательные. Наполеон интересен. Но не потому что решил Европу подчинить, а за то что он понимал, что главная забота государства – образование народа. Все эти личности неординарны и неоднозначны, но по себе они оставили главное – результат.

- Эдисон спал несколько часов в день и плодотворно работал. Русский учёный Любищев спал десять часов и работал не менее плодотворно. Сколько часов сна Вам хватает для эффективной работы?

- Шесть.

- Что Вам не нравится в своей должности, с чем приходится мириться?

- Мне не нравится то, что множество посетителей, прийдя ко мне, выплёскивают много отрицательных эмоций. Мало видишь положительного от них.

- Какие черты характера Вам пришлось развивать в себе?

- Усидчивость

- У Вас есть увлечения? Отводите ли Вы в своём суточном графике место спорту?

- Отвожу.15 минут каждый день.

- Вопрос от Виктора Степановича, отца студента ВНУ. Какие свои качества Вы хотели бы видеть во внуках?

- Высокий интеллект и стремление к получению знаний.

- Когда Ломоносов работал над каким-либо трудом, то не спал практически, питался хлебом, маслом и пивом «мартовским». Вы умеете разделять работу от нормального течения жизни, или в творческом процессе способны забыть обо всём?

- Да, вот я такой же. Когда увлекаюсь работой, могу и не спать.

- На Ваш взгляд Вы хорошо знаете людей? Часто ли разочаровывауетесь?

- Я считаю, что знаю людей достаточно хорошо. Жизнь научила меня людей распознавать. Так что разочаровываюсь не часто.

- Вопрос от Николая, выпускника ВНУ. Что нужно студенту, кроме знаний, для успешной карьеры?

- Работоспособность. Нужно уметь пахать.

- Если бы Вы не стали учёным, кем бы хотели бы быть? Есть ли у Вас нереализованные направления?

- Конструктором (конструктор – это не учёный). Я был бы хорошим инженером. Мне нравится творческая работа – создавать проекты, как на чертеже, так и своими руками.

- Каков для Вас главный мотив к дерзанию?

- Увлечённость. В любом деле она живёт, нужно только суметь с ней подружиться и тогда увидите как получится результат. Но, конечно же, работа должна соответствовать устремлениям самого человека, его предрасположенности к тому или иному направлению деятельности. 

 

"Уважаемые посетители сайта «Золотые страницы Украины»!
Интернет – это особый мир информации, а значит знаний. Уверен, что от умения накапливать необходимые знания зависит Ваш успех, чего от всей души Вам желаю, а редакции интернет-проекта «Золотые страницы Украины» и далее быть Вам полезной в этом, помогая искать и находить нужную информацию".
Профессор А. Л. Голубенко




Беседу провёл Валентин Торба

"Золотые страницы Украины" 

июнь 2006

© Все права защищены.  Воспроизведение данного материала в полном объеме, частями, на любых носителях, а также использование фотографий и их элементов без письменного разрешения ООО «Меркурий Глоб-Украина» преследуется согласно действующему законодательству Украины









.