для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 3.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Общие технические условия установлены ГОСТ 520—2002 и распространяются на шариковые и роликовые подшипники качения с отверстием диаметром от 0,6 до.
Шарики должны соответствовать требованиям ГОСТ 3722—81, ролики игольчатые — ГОСТ 6870—81, ролики цилиндрические короткие с прямолинейной образующей — ГОСТ 22696—77, ролики цилиндрические длинные с прямолинейной образующей — ГОСТ 25255—82, ролики со скосами на краях, ролики конические с прямолинейной образующей, ролики с выпуклой образующей всех типов (бомбиной, модифицированным контактом, бочкообразные) — по нормативному документу, утвержденному в установленном порядке.
Специальные требования, отличающиеся от требований ГОСТ 520—2002 и дополняющие их, к подшипникам для отдельных отраслей (авиации, железнодорожного транспорта, автомобилестроения, станкостроения, приборостроения и др.) устанавливают в нормативных документах на соответствующие подшипники.
Закрепительные и стяжные втулки должны соответствовать ГОСТ 13014—80, ГОСТ 24208—80 и ГОСТ 25455—82, гайки, стопорные шайбы и скобы для них -ГОСТ 8530—90.
3.2. КЛАССЫ ТОЧНОСТИ
В соответствии с ГОСТ 520—2002 установлены классы точности подшипников (табл. 2.2). Обозначения классов точности приведены в порядке повышения точности.
Классы точности подшипников характеризуются значениями предельных отклонений размеров, формы, взаимного положения поверхностей подшипников. В зависимости от наличия требований по уровню вибрации, допускаемых значений уровня вибрации или уровня других дополнительных технических требований установлены три категории подшипников — А, В, С.
2.2. Классы точности подшипников
Обозначение класса точности Тип подшипника
8, 7, нормальный, 6, 5, 4, Т, 2
8, 7, нормальный, 6, 5, 4, 2
8, 7, 0, нормальный, 6Х, 6, 5, 4, 2
Шариковые и роликовые радиальные и шариковые радиально-упорные
Упорные и упорно-радиальные
Роликовые конические
Примечание. Соответствие классов точности подшипников по ГОСТ 520 классам точности ИСО 492 и национальных стандартов некоторых стран приведено в приложении А.
К категории А относят подшипники классов точности 5, 4, Т, 2 с одним из комплексных дополнительных требований по повышенным регламентированным нормам уровня вибрации, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему более высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта и др.
К категории В относят подшипники классов точности 0, нормального, 6Х, 6, 5 с одним из дополнительных требований по регламентированным нормам уровня вибрации, допускаемым отклонениям от круглости поверхностей качения, значениям осевого и радиального биений, соответствующих следующему более высокому классу точности, моменту трения, контролю угла контакта, повышенным требованиям по высоте, монтажной высоте и ширине подшипника.
К категории С относят подшипники классов точности 8, 7, 0, нормального, 6, к которым не предъявляют дополнительные требования, установленные для подшипников категорий А и В, а также другие требования, не указанные в ГОСТ 520—2002.
Дополнительные технические требования устанавливают в нормативных документах на подшипники категорий А, В, С или в конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
Подшипники категорий А, В, С изготовляют по заказу потребителя.
Предельные отклонения. Установлены предельные отклонения размерных параметров:
для подшипников:
— шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных;
— роликовых конических;
— закрытых шариковых и роликовых радиальных, шариковых радиально-упорных и роликовых конических;
— упорных;
— упорно-радиальных;
— классов точности 8 и 7 — в соответствующих нормативных документах;
для конических отверстий с конусностью 1:12 внутренних колец подшипников (в том числе поставляемых в сборе с закрепительными или стяжными втулками).
Предельные отклонения наружного диаметра D1 упорного борта радиальных шариковых и роликовых, радиально-упорных шариковых и конических роликовых с упорным бортом на наружном кольце всех классов точности — h9 по ГОСТ 25347—82.
Номинальный угол конусности (половина угла конуса) конического отверстия конусностью 1:12
а = 2°23’9,4″ = 2,38594° = 0,041643 рад.
Номинальный больший, диаметр конического отверстия при ширине В кольца
d1 = d + B/12
У сферических подшипников, принадлежащих к серии 4 или более широкой серии, конусность отверстия должна быть 1: 30 (номинальный угол конусности а = 5717,4я — 0,95484° — 0,016665 рад; d1 = d + B/30).
Наружные кольца и неразъемный комплект, состоящий из внутреннего кольца, сепаратора и шариков, разъемных радиально-упорных шарикоподшипников типа 6000 должны быть взаимозаменяемыми.
Съемные кольца роликовых радиальных подшипников и комплект, состоящий из кольца, сепаратора и роликов, могут быть как взаимозаменяемыми, так и невзаимозаменяемыми.
Наружные кольца, а также внутренние кольца с комплектом тел качения роликовых конических однорядных подшипников должны быть взаимозаменяемыми.
Предельные размеры монтажных фасок — по ГОСТ 3478—79.
Для оценки точности выполнения размеров, формы и расположения поверхностей подшипников качения используют специальные обозначения и термины.
Термины, обозначения и определения по ГОСТ 520—2002. Ниже приведены основные термины и обозначения с соответствующими определениями.
Подшипники и типоразмеры подшипников:
— открытый подшипник качения — подшипник качения без уплотнений и защитных шайб;
— закрытый подшипник качения — подшипник качения с одним или двумя уплотнениями, с одной или двумя защитными шайбами или одним уплотнением и одной защитной шайбой;
— сдвоенный подшипник — два подшипника качения, смонтированных рядом на одном валу таким образом, что они работают как один подшипник;
— комплектный подшипник качения — один из подшипников качения, входящих в состав сдвоенного подшипника или в комплект подшипников;
— базовый типоразмер подшипника — типоразмер подшипника, имеющий наиболее широко применяемую внутреннюю конструкцию и основное условное обозначение в соответствии с ГОСТ 3189—89 (например 205, 7609);
— модификация базового типоразмера подшипника — типоразмер подшипника, имеющий тип, конструктивную разновидность и габаритные размеры соответствующего базового типоразмера, но отличающийся особенностями внутренней конструкции (сепаратора и др.) и определяемый в условном обозначении дополнительными знаками (например 205К, 1000802Л).
Поверхности:
— базовый торец кольца — торец, спроектированный изготовителем как базовый торец подшипника, который может служить базой для измерений. Базовым торцом для измерения кольца обычно является немаркированный торец.
Для симметричных колец, когда невозможно определить базовый торец, считается, что допуски относятся к любому торцу. Для подшипников, предназначенных для восприятия осевых нагрузок, базовым, в основном, является широкий торец. Для подшипников с наружными кольцами, имеющими упорный борт, базовым торцом является опорный торец упорного борта, предназначенный для восприятия осевой нагрузки;
— монтажная поверхность — поверхность отверстия внутреннего (тугого) кольца, наружная поверхность наружного (свободного) кольца, поверхность базового торца;
— упорный борт на наружном кольце — борт на наружной поверхности наружного кольца подшипника, предназначенный для осевой фиксации подшипника в корпусе и для восприятия осевой нагрузки;
— опорный торец упорного борта — поверхность упорного борта наружного кольца, воспринимающая нагрузку.
Диаметр отверстия:
— номинальный диаметр отверстия d — диаметр цилиндра, содержащий в себе теоретическую поверхность, в основном цилиндрического отверстия, или диаметр конуса в определенной радиальной плоскости, содержащий в себе теоретическую поверхность, в основном конического отверстия. Для подшипников качения номинальный диаметр отверстия является базовой величиной (базовым диаметром) для измерения отклонений действительной поверхности отверстия; средний диаметр отверстия (в основном цилиндрического отверстия) dm — среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров отверстия отдельного кольца; отклонение среднего диаметра отверстия в единичной плоскости Δdmp — разность между средним и номинальным диаметрами отверстия в единичной радиальной плоскости;
— непостоянство диаметра отверстия в единичной плоскости Vdsp — разность между наибольшим и наименьшим единичными диаметрами отверстия в единичной радиальной плоскости;
— непостоянство среднего диаметра отверстия (в основном цилиндрического отверстия) Vdmp — разность между наибольшим и наименьшим средними диаметрами отверстия в единичных радиальных плоскостях отдельного кольца.
Наружный диаметр:
— номинальный наружный диаметр (в основном цилиндрической наружной поверхности) D — диаметр цилиндра, содержащий теоретическую наружную поверхность. Для подшипников качения номинальный наружный диаметр является в основном базовой величиной (базовым диаметром) для отклонений действительной наружной поверхности;
— средний наружный диаметр (в основном цилиндрической наружной поверхности) Dm — среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных наружных диаметров отдельного кольца;
— отклонение среднего наружного диаметра в единичной плоскости (в основном цилиндрической наружной поверхности) Δdmp — разность между средними номинальным наружными диаметрами в единичной радиальной плоскости;
— непостоянство наружного диаметра в единичной плоскости VDsp — разность между наибольшим и наименьшим единичными наружными диаметрами в единичной радиальной плоскости;
— непостоянство среднего наружного диаметра (в основном цилиндрической наружной поверхности) VDmp — разность между наибольшим и наименьшим средними наружными диаметрами в единичных радиальных плоскостях отдельного кольца.
Ширина и высота:
— номинальная ширина кольца В (внутреннее кольцо) или С (наружное кольцо) — расстояние между двумя теоретическими торцовыми поверхностями кольца;
— единичная ширина кольца Вs или Cs — расстояние между точками пересечения двух действительных торцов кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к базовому торцу кольца;
— отклонение единичной ширины кольца ΔBs или ΔCs — разность между единичной и номинальной ширинами кольца;
— непостоянство ширины кольца VBs или VCs — разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами отдельного кольца;
— средняя ширина кольца Вm или Сm — среднеарифметическое значение наибольшей и наименьшей единичных ширин отдельного кольца;
— номинальная ширина упорного борта наружного кольца С1 — расстояние между двумя теоретическими торцами упорного борта наружного кольца;
— единичная ширина упорного борта наружного кольца С1s — расстояние между точками пересечения двух действительных торцов упорного борта наружного кольца с прямой, перпендикулярной к плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта;
— отклонение единичной ширины упорного борта наружного кольца ΔC1s — разность между единичной и номинальной ширинами упорного борта наружного кольца;
— непостоянство ширины упорного борта наружного кольца VC1s — разность между наибольшей и наименьшей единичными ширинами упорного борта отдельного кольца;
— номинальная ширина радиального и радиально-упорного подшипников В, С или Т — расстояние между двумя теоретическими торцами кольца, предназначенными для ограничения ширины подшипника. Номинальная ширина подшипника является в основном базовой величиной (базовым размером) для отклонений действительной ширины подшипника. Символ В применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между торцами внутреннего кольца или когда ширины внутреннего и наружного колец подшипника одинаковы и их теоретические торцы лежат в одной плоскости. Символ С применяется, когда номинальная ширина подшипника является расстоянием между торцами наружного кольца (когда символ В неприемлем). Символ Т применяется, когда номинальная ширина (монтажная высота) подшипника является расстоянием между одним торцом внутреннего кольца и противоположным торцом наружного кольца;
— действительная ширина (монтажная высота) подшипника (радиального и радиально-упорного подшипников, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца ограничивают ширину подшипника) Тs — расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостями, касательными к действительным базовым торцам колец, предназначенным для ограничения ширины подшипника. Для конического однорядного роликового подшипника это расстояние между точками пересечения оси подшипника с двумя плоскостями, одна из которых является касательной к действительному широкому торцу внутреннего подузла, а другая является касательной к действительному широкому торцу наружного кольца. Дорожки качения внутреннего и наружного колец, упорный бортик широкого торца внутреннего кольца должны находиться в контакте со всеми роликами;
— отклонение действительной ширины {монтажной высоты) подшипника (радиального и радиально-упорного подшипников, когда один торец внутреннего кольца и один торец наружного кольца ограничивают ширину подшипника) ΔTs — разность между действительной и номинальной ширинами подшипника;
— действительная монтажная высота наружного кольца (конического роликового подшипника) ΔT2s — расстояние между точками пересечения оси наружного кольца с двумя плоскостями, одна из которых является касательной к действительному широкому торцу наружного кольца, а другая является касательной к базовому торцу эталонного внутреннего подузла. Для однорядного конического роликового подшипника с упорным бортом на наружном кольце T2s равна расстоянию между действительным опорным торцом упорного борта и базовым (широким) торцом эталонного внутреннего подузла;
— отклонение действительной монтажной высоты наружного кольца (конического роликового подшипника) ΔT2s — разность между действительной и номинальной монтажными высотами наружного кольца.
Геометрическая точность. Неперпендикулярность поверхности:
— неперпендикулярность торца внутреннего кольца относительно отверстия Sd — разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении от базового торца до радиальной плоскости, перпендикулярной к оси внутреннего кольца, на расстоянии от оси в радиальном направлении, равном половине среднего диаметра торца;
— неперпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно торца (в основном цилиндрическая поверхность) Sd — общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к базовому торцу наружного кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей наружной поверхности на расстоянии от торцевых поверхностей этого кольца, равном 1,2 наибольшего осевого единичного размера фаски;
— неперпендикулярность наружной поверхности наружного кольца относительно опорного торца упорного борта (в основном цилиндрическая поверхность) SD1 — общее изменение относительного положения в радиальном направлении, параллельном плоскости, касательной к опорному торцу упорного борта наружного кольца, точек, расположенных на одной и той же образующей наружной поверхности подшипника на расстоянии от торцовой поверхности, противоположной упорному борту, и от опорного торца упорного борта, равном 1,2 наибольшего осевого единичного размера фаски.
Точность вращения. Радиальное биение (радиальное биение собранного подшипника является результатом нескольких отдельных, но сведенных воедино факторов):
— радиальное биение внутреннего кольца собранного радиального и радиально-упорного подшипника Кia — разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на наружной поверхности наружного кольца до поверхности отверстия в различных относительных угловых положениях внутреннего кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения наружного и внутреннего колец, а у конического подшипника — и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца;
— радиальное биение наружного кольца собранного радиального и радиально-упорного подшипника Кеа — разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в радиальном направлении от неподвижной точки на поверхности отверстия внутреннего кольца до наружной поверхности наружного кольца в различных относительных угловых положениях этого кольца. В направлении указанной неподвижной точки тела качения должны быть в контакте с дорожками качения наружного и внутреннего колец, а у конического подшипника и с опорным торцом бортика широкого торца внутреннего кольца.
Осевое биение (осевое биение собранного подшипника является результатом нескольких отдельных, но вместе взятых факторов):
— осевое биение внутреннего кольца собранного подшипника (радиальный и радиально-упорный шариковый желобной подшипник) Sia — разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между базовым торцом внутреннего кольца в различных угловых положениях этого кольца на расстоянии в радиальном направлении от оси внутреннего кольца, равном половине диаметра контакта дорожки качения внутреннего кольца, и точкой в неподвижном положении относительно наружного кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками;
— осевое биение внутреннего кольца собранного конического роликового подшипника Sia — разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между широким торцом внутреннего кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси внутреннего кольца, равном половине среднего диаметра контакта дорожки качения внутреннего кольца, и точкой в неподвижном положении относительно наружного кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами;
— осевое биение наружного кольца собранного подшипника (радиальный и радиально-упорный шариковый желобной подшипник) Sea, — разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между базовым торцом наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на
 
 
 
2.3. Предельные отклонения и допуски, мкм, внутренних колец шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников по
ГОСТ 520—2002 (ИСО 492—94, ИСО 199—97). Нормальный класс точности
d. мм Δdmp Vdsp для серии диаметров Vdmp Kia ΔBs Vbs,
не более
9 1,7 2(5),
3(6), 4
все нормальный Модифици
рованный*
верхн. нижн. Не более верхн. нижн.  
От 10 до 18 включ. 0 -8 10 8 6 6 10 0 -120 -250 20
Св. 18 ″ 30 « 0 -10 13 10 8 8 13 0 -120 -250 20
» 30 ″ 50 « 0 -12 15 12 9 9 15 0 -120 -250 20
» 50 ″ 80 « 0 -15 19 19 11 11 20 0 -150 -380 25
» 80 ″ 120 « 0 -20 25 25 15 15 25 0 -200 -380 25
«120 ″ 180 » 0 -25 31 31 19 19 30 0 -250 -500 30
*Относится к кольцам подшипников, предназначенных для сдвоенных или комплектных подшипников. Примечание. Требования к радиальным и радиально-упорным подшипникам серий диаметров 0 и 8 соответствуют тре­бованиям, указанным для серий диаметров 9.
 
2.4. Предельные отклонения и допуски, мкм, наружных колец шариковых и роликовых
радиальных и шариковых радиально-упорных подшипников по ГОСТ 520—2002
(ИСО 492—94, ИСО 199—97). Нормальный класс точности
D. мм ΔDmp VDsp*1 для серии диаметров подшипников VDmp*1 Kea ΔCs, ΔC1s*2 VCs, VC1s*2
открытый закрытый
9 1,7 2(5),
3(6), 4
2(5),
3(6), 4
верхн. нижн.   верхн. нижн. не более
От 18 до 30 включ. 0 -9 12 9 7 12 7 15 Равны ΔBs и VBs того же подшипника соответственно
Св. 30 ″ 50 « 0 -11 14 11 8 16 8 20
» 50 ″ 80 « 0 -13 16 13 10 20 10 25
» 80 ″ 120 « 0 15 19 19 11 26 11 35
» 120″ 150 « 0 18 23 23 14 30 14 40
» 150″ 180 " 0 25 31 31 19 38 19 45
*1 Действительны для колец до монтажа и после снятия внутреннего или наружного пружинного кольца.
*2 Действительны только для шариковых подшипников.
                       
2.5. Предельные отклонения и допуски, нкм, внутренних
колец роликовых конических подшипников по ГОСТ 520—2002
(ИСО 492—94, ИСО 199—97). Нормальный класс точности
d. мм Δdmp Vdsp Vdmp Kia
верхн. нижн. не более
От 10 до 18 включ. 0 12 12 9 15
Св. 18 ″ 30 « 0 12 12 9 18
» 30 ″ 50 « 0 12 12 9 20
» 50 ″ 80 « 0 15 15 11 25
» 80 ″ 120 « 0 20 20 15 30
» 120 ″ 180 " 0 25 25 19 35
расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине диаметра контакта дорожки качения наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец должны быть в контакте со всеми шариками;
— осевое биение наружного кольца собранного конического роликового подшипника Sea — разность между наибольшим и наименьшим расстояниями в осевом направлении между широким торцом наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине среднего диаметра контакта дорожки качения наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами;
— осевое биение опорного торца упорного борта наружного кольца собранного конического роликового подшипника Sea1 — разность между наибольшим и
2.6. Предельные отклонения н допуски, мкм, наружных колец роликовых конических подшипников по ГОСТ 520—2002 (ИСО 492—94, ИСО 199—97). Нормальный класс точности
D. мм ΔDmp VDsp VDmp Kea
верхн. нижн. не более
От 10 до 18 включ. 0 -12 12 9 18
Св. 18 ″ 30 « 0 -14 14 11 20
» 30 ″ 50 « 0 -16 16 12 25
» 50 ″ 80 « 0 -18 18 14 35
» 80 ″ 120 « 0 -20 20 15 40
» 120 ″ 180 " 0 -25 25 19 45
 
наименьшим расстояниями в осевом направлении между опорным торцом упорного борта торца наружного кольца в различных угловых положениях этого кольца, на расстоянии в радиальном направлении от оси наружного кольца, равном половине среднего диаметра опорного торца упорного борта наружного кольца, и точкой в неподвижном положении относительно внутреннего кольца, причем дорожки качения наружного и внутреннего колец и опорный торец бортика широкого торца внутреннего кольца должны быть в контакте со всеми роликами.
Значения предельных отклонений приведены в ГОСТ 520—2002 (см. также табл. 2.3—2.6, 8.33—8.37).
Требования к радиальным и радиально-упорным подшипникам серий диаметров 0 и 8 соответствуют требованиям, указанным в табл. 2.3 и 2.4 для серий диаметров 9.
3.3. МАТЕРИАЛЫ ДЕТАЛЕЙ ПОДШИПНИКОВ
Рабочие характеристики и надежность подшипников качения в значительной степени определяются материалами, из которых изготовлены детали подшипника.
Стали, из которых изготовляют кольца подшипников и тела качения, должны быть пригодны для соответствующей обработки, упрочнения и обладать высокой усталостной прочностью и износостойкостью, удовлетворительной структурной и размерной стабильностью.
Для объемной закалки чаще всего используют углеродистую хромистую сталь марки ШХ15, содержащую около 1 % углерода и 1,5 % хрома. Ее аналогами являются: 100Сгб (Германия), SKF-3 (Швеция), 52100 (США), SUJ2 (Япония).
Для изготовления деталей подшипников с большим поперечным сечением используют стали, легированные марганцем и молибденом, отличающиеся хорошей сквозной прокаливаемостью.
Марку стали, твердость, обозначение других материалов, применяемых для изготовления деталей подшипников, указывают в конструкторской документации.
Твердость колец и роликов из наиболее часто применяемых марок сталей приведена в табл. 2.7. Твердость шариков из этих материалов 63...67 HRC.
Неоднородность по твердости в пределах одного кольца подшипника должна быть не более 3 HRC.
Требования табл. 2.7 не распространяются на подшипники, имеющие в условном обозначении справа дополнительные знаки Т, Т1,..., Т5.
Если подшипник используют для работы при повышенных температурах, то детали подшипника для обеспечения стабилизации размеров подвергают отпуску при температурах выше 150 °С (на 50 °С выше рабочих температур), что отражают в условном обозначении: Т, Т1,..., Т5 (температура отпуска соответственно 200, 225, 250, 300, 350, 400° С). Детали таких подшипников имеют несколько пониженную твердость.
2.7. Твердость HRC колец и роликов, работающих при температуре до 100 °С
Марка стали Кольца с толщиной стенки
до 35 мм и ролики диаметром до 55 мм свыше 35 мм и ролики диаметром свыше 55 мм
ШХ4 60...63 59...63
ШХ15,ШХ15-Ш, ШХ15-В, 18ХГТ 61...65
ШХ15СГ*,ШХ15СГ-В*, ШХ15СГ-Ш*, ШХ20СГ 60...64
15Г1
20Х2Н4А
58...62
59...66
 
* По заказу потребителя твердость колец со стенкой толщиной свыше 35 мм и роликов диаметром свыше 55 мм должна быть 60...64 HRC.
Кольца и тела качения подшипников, работающих при повышенных температурах (до 500 °С) или в агрессивных средах, изготовляют соответственно из жаропрочных или коррозионно-стойких сталей. Для подшипников, к которым предъявляют повышенные требования по ресурсу и надежности, применяют стали, подвергнутые специальным переплавам, уменьшающим содержание неметаллических включений (ШХ15-Ш), а также двойному переплаву: электрошлаковому и вакуумно-дуговому (ШХ15-ШД).
Все большее распространение получают подшипники с шариками из нитрида кремния Si3N4. Этот материал обладает значительно более высокой, чем у применяемых сталей, жаропрочностью и контактной долговечностью. Плотность нитрида кремния составляет ~3,2 г/см3 (закаленной стали ШХ15 −7,8 г/см3). Вследствие этого при высокой частоте вращения действуют меньшие центробежные силы. Коэффициент трения пары нитрид кремния-сталь меньше, чем пары сталь-сталь. Поэтому тепловыделение при работе подшипников с шариками из нитрида кремния меньше, что и обусловливает их применение в высокоскоростных узлах.
Сепаратор подшипника качения испытывает механические напряжения вследствие трения, деформаций и сил инерции, а в некоторых случаях и химическое воздействие смазочных материалов и продуктов их старения, охлаждающих веществ, органических растворителей, используемых для промывки подшипников.
Штампованные сепараторы изготовляют в большинстве случаев из мягкой углеродистой стали марок 08 кп, 08 пс, Юкп, Юпс, реже из латуней марок ЛС63—2 и ЛС59—1, а коррозионно-стойких и жаропрочных подшипников — из сталей марок 12Х18Н9, 12Х18Н9Т, 12Х18Н10Т. Массивные сепараторы получают из
щие материалы: латуни марок ЛС59—1, ЛС59—1Л; сталь марки 30; бронзы марок БрА10ЖЗМц2 и БрА10Ж4Н4Л; алюминиевые сплавы марок Д1, Д6, АК4; текстолит. Высокотехнологичные с хорошими звукопоглощающими свойствами сепараторы получают литьем из термопластов. Заклепки и распорки сепараторов изготовляют главным образом из сталей марок 15 и 20.
 
 
3.4. ШЕРОХОВАТОСТЬ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Параметр шероховатости Ra по ГОСТ 2789—73 наружной поверхности, поверхностей отверстия и торцов колец подшипников не должен превышать значений, указанных в табл. 2.8.
При изготовлении подшипников из коррозионно-стойких сталей и сплавов параметр шероховатости Ra устанавливают по согласованию между изготовителем и потребителем.
2.8. Параметры шероховатости Ra. мкм, поверхностей подшипников
Наименование поверхности подшипника Класс точности подшипников Номинальные диаметры d и D колец подшипников, мм
до. 30 св. 30
до 80
св. 80
до 150
св. 150
до 250
св. 250
до 500
св. 500
до 2500
Поверхность отверстия 0, нормальный 1,25 1,25 1,25 1,25 2,5 2,5
6Х, 6, 5 0,63 0,63 1,25 1,25 1,25 2,5
4,Т,2 0,32 0,32 0,63 0,63 0,63 -
Наружная поверхность 0, нормальный 0,63 0,63 1,25 1,25 1,25 2,5
6Х, 6, 5 0,32 0,32 0,63 0,63 0,63 1,25
4,Т,2 0,32 0,32 0,63 0,63 0,63 -
Поверхность
торцов
колец
0, нормальный 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
6Х, 6, 5 1,25 1,25 1,25 1,25 2,5 2,5
4, Т, 2* 0,63 0,63 0,63 0,63 1,25 -
* Для упорных шариковых подшипников класса точности 2 параметр шероховато­сти Ra для колец подшипников с номинальным диаметром отверстия тугого кольца до 80 мм должен быть не более 0,32 мкм, свыше 80 мм — не более 0,63 мкм.
3.5. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА
В табл. 2.9 перечислены основные показатели качества подшипников качения, номенклатура которых установлена ГОСТ 4.479—87.
Термины, используемые в табл. 2.9:
— удельная материалоемкость — отношение массы подшипника к динамической грузоподъемности;
 
 
 
 
 
2.9. Основные показатели качества подшипников качения
Наименование характеризуемого свойства
Наименование показателя качества Обозначение показателя Наименование характеризуемого свойства
Показатели назначения
Динамическая грузоподъёмность C Нагрузочная способность в динамике
Уровень вибрации, дБ (по ГОСТ 23941—2002) N Колебания механические
Показатели надёжности
Установочная безотказная наработка, ч. T1 Безотказность
Показатели экономического использования материалов и энергии
Удельная материалоёмкость г/Н M Рациональность использования материалов
Удельное энергопотребление при трогании, мН-м/Н Эт Рациональность конструкции и качество исполнения
Удельное энергопотребление при вращении, мН-м/Н Эв То же
— удельное энергопотребление при трогании — отношение момента трения, который необходимо преодолеть для начала вращения подшипника, к динамической грузоподъемности;
— удельное энергопотребление при вращении — отношение момента трения при установившемся вращении подшипника к динамической грузоподъемности;
— установленная безотказная наработка — минимальное значение наработки, в течение которой изготовитель гарантирует безотказную работу подшипника при соблюдении регламентированных условий транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.





.