для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь

подшипники Луганск

Глава 1. КЛАССИФИКАЦИЯ И УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Подшипником называют опору или направляющую, определяющую положение движущихся частей по отношению к другим частям механизма. Подшипники качения работают преимущественно при трении качения и состоят из двух колец, тел качения и сепаратора, отделяющего тела качения друг от друга, удерживающего их на равном расстоянии и направляющего их движение. По наружной поверхности внутреннего кольца и внутренней поверхности наружного кольца (на торцовых поверхностях колец упорных подшипников качения) выполняют желоба — дорожки качения, по которым при работе подшипника катятся тела качения.
В некоторых узлах машин в целях уменьшения габаритов, а также повышения точности и жесткости применяют так называемые совмещенные опоры, дорожки качения при этом выполняют непосредственно на валу или на поверхности корпусной детали.
Некоторые подшипники качения изготовляют без сепаратора. Такие подшипники характеризует большее число тел качения и, следовательно, большая грузоподъемность. Однако предельные частоты вращения бессепараторных подшипников значительно ниже вследствие повышенных моментов сопротивления вращению.
По сравнению с подшипниками скольжения подшипники качения отличаются: меньшим моментом сопротивления вращению (особенно при невысоких частотах вращения и трогании с места); большей несущей способностью на единицу ширины (меньшими осевыми размерами); полной взаимозаменяемостью; простотой эксплуатации; меньшим расходом цветных металлов; более низкими требованиями к материалам и термической обработке валов; меньшим расходом смазочных материалов.
Вследствие своих достоинств подшипники качения являются основным видом опор в машинах. Они наиболее широко стандартизированы в международном масштабе.
Однако подшипники качения имеют большие радиальные размеры, малую по величине и переменную по углу поворота вала радиальную жесткость, большое сопротивление вращению, шум и малую долговечность при высоких частотах вращения, чувствительны к ударным и вибрационным нагрузкам.
 
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
Подшипники качения передают силы между валом и корпусом при относи-тельном их вращении. Нагружающие подшипник силы подразделяют на:
— радиальную, действующую в направлении, перпендикулярном оси подшипника;
— осевую, действующую в направлении, параллельном оси подшипника. Подшипники качения классифицируют по следующим основным признакам:
— форме тел качения (рис. 2.1) — шариковые (а) и роликовые (б-з), причем последние могут быть с роликами: цилиндрическими короткими (б), длинными (в) и игольчатыми (г), а также бочкообразными (д), коническими (е), бомбинированными (ж) — с небольшой (7...30 мкм на сторону) выпуклостью поверхности качения для улучшения условий контакта — и витыми (з) — пустотелыми;
— направлению воспринимаемой нагрузки — радиальные, предназначенные для восприятия только радиальных или преимущественно радиальных сил (некоторые типы могут воспринимать и осевые силы); радиально-упорные — для восприятия радиальных и осевых сил; подшипники регулируемых типов без осевой силы работать не могут; упорные — для восприятия осевых сил, радиальную силу не воспринимают; упорно-радиальные — для восприятия осевых и небольших радиальных сил;
— числу рядов тел качения — одно-, двух- и четырехрядные;
— основным конструктивным признакам — самоустанавливающиеся (например, сферические самоустанавливаются при угловом смещении осей вала и отверстия в корпусе) и несамоустанавливающиеся; с цилиндрическим или конусным отверстием внутреннего кольца, сдвоенные и др.
Деление подшипников в зависимости от направления действия воспринимаемой нагрузки носит в ряде случаев условный характер. Например, широко распространенный шариковый радиальный однорядный подшипник успешно

Рис. 2.1. Формы тел качения:
а — шарик; б-з — ролики: короткий цилиндрический (б), длинный цилиндрический (в) и игольчатый (г), бочкообразный (д), конический (е), бомбинированный (ж), витой (з)
применяют для восприятия не только комбинированных (совместно действую­щих радиальной и осевой), но и чисто осевых нагрузок, а упорно-радиальные подшипники обычно используют только для восприятия осевых нагрузок.
Кроме основных подшипников каждого типа выпускают их конструктивные разновидности.
 
1.3. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
На подшипниках должна быть маркировка их условного обозначения в соответствии с ГОСТ 3189—89, условного обозначения предприятия-изготовителя и условного знака года выпуска.
Маркировку в зависимости от применяемого технологического процесса наносят на любые поверхности подшипника, кроме поверхностей качения.
Маркирование проводят любым способом, не вызывающим коррозии подшипников. При маркировании собранных подшипников электрографическим способом электрический ток не должен проходить через тела качения.
ГОСТ 3189—89 устанавливает систему условных обозначений подшипников и распространяется на шариковые и роликовые подшипники (кроме подшипников по ГОСТ 4060—78 и ГОСТ 24310—80). Эта система принята на заводах России и СНГ. Системы условных обозначений подшипников основных зарубежных фирм приведены в работе [28].
Условное обозначение подшипника. Основное условное обозначение подшипника состоит из 7 основных знаков, обозначающих следующие признаки:
— размерную серию (серию диаметров и серию ширин) по ГОСТ 3478—79;
— тип и конструктивное исполнение по ГОСТ 3395—89;
— диаметр отверстия.
Основное условное обозначение подшипника характеризует основное исполнение (базовый типоразмер):
— с кольцами и телами качения из подшипниковой стали ШХ15;
— со знаком «0» в обозначении класса точности по ГОСТ 520—2002;
— с сепаратором, установленным для основного конструктивного исполнения согласно отраслевой документации.
Порядок расположения знаков основного условного обозначения подшипников приведен на схемах 1 и 2 рис. 2.2.
Схема 1 — для подшипников с диаметром отверстия до, кроме подшипников с диаметрами отверстий 0,6; 1,5 и.
Схема 2 — для подшипников с диаметром отверстия и более, кроме подшипников с диаметрами отверстия 22, 28, 32, и более.
Дополнительные знаки условного обозначения располагают справа и слева от основного условного обозначения. Дополнительные знаки справа начинают с прописной буквы, а дополнительные знаки слева отделены от основного условного обозначения знаком тире.

б)
Рис. 2.2. Порядок расположения знаков основного условного обозначения
для подшипников с диаметром отверстия: а-до 10 мм; б- 10...495 мм
Условное обозначение подшипника, состоящее из основных знаков и дополнительных знаков, является полным условным обозначением.
Частным случаем полного условного обозначения является основное условное обозначение.
Расшифровку знаков выполняют в порядке перечисления справа налево.
Обозначение диаметра отверстия по ГОСТ 3189—89 и в системе ИСО одинаковое.
Схема 1 (рис. 2.2, а). Первый знак, обозначающий диаметр отверстия подшипника, — это номинальный диаметр отверстия. Диаметры отверстия подшипников: 0,6; 1,5; обозначают через дробь. Если диаметр отверстия под­шипника выражен дробным числом, кроме перечисленных выше значений, то ему присваивают обозначение диаметра отверстия, округленного до целого числа. В условном обозначении таких подшипников на втором месте ставят цифру 5.
Двухрядные сферические шариковые радиальные подшипники с диаметром отверстия до сохраняют условное обозначение по ГОСТ 28428—90.
Схема 2 (рис. 2.2, б). Первые два знака обозначают диаметр отверстия подшипника. Диаметры отверстия, кратные 5, обозначают частным от деления значения этого диаметра на 5.
 
 
 
Обозначения диаметров отверстия подшипников от 10 до приведены в табл. 2.1.
2.1. Обозначения диаметров отверстия подшипников от 10 до 17 мм
Диаметры отверстия подшипников, мм Обозначение
10 00
12 01
15 02
17 03
Диаметры отверстия от 10 до, не перечисленные в табл. 2.1, должны иметь обозначение по ближайшему указанному диаметру. В условном обозначении таких подшипников на третьем месте ставят цифру 9.
Диаметры отверстия, равные 22, 28, 32, и более, обозначают через дробь.
Для подшипников с диаметром отверстия и свыше внутренний диаметр обозначают через дробь знаками, равными номинальному диаметру.
Диаметры отверстия, выраженные дробным числом или числом, не кратным 5, обозначают знаками, равными приближенному целому числу, полученному от деления значения диаметра на 5. В условном обозначении таких подшипников на третьем месте ставят цифру 9.
Для подшипников шариковых упорных двойных за диаметр отверстия принимают номинальный диаметр отверстия тугого кольца одинарного подшипника.
Обозначение размерных серий. Размерная серия подшипника — сочетание серий диаметров и ширин (высот), определяющее габаритные размеры подшипника.
Для подшипников установлены следующие серии (ГОСТ 3478—79):
диаметров 0, 8, 9, 1, 7, 2, 3, 4, 5 и 6
ширин или высот 7, 8, 9, 0, 1, 2, 3, 4, 5 и 6
Перечень серий диаметров указан в порядке увеличения наружного диаметра подшипника при одинаковом диаметре отверстия. Перечень серий ширин или высот указан в порядке увеличения ширины или высоты.
Второй знак схемы 1 и третий знак схемы 2, обозначающие серию диаметров совместно с седьмым знаком, обозначающим серию ширин (высот), обозначают размерную серию подшипника.
Серия ширин (высот), имеющая знак «0», в условном обозначении не указывается.
Третий знак схемы 1 — всегда «0».
Подшипники, нестандартные по внутреннему диаметру или ширине, относят к неопределенной серии и обозначают знаком 6 или 7 на втором месте для схемы 1 и знаком 7 или 8 на третьем месте для схемы 2 при нестандартном наружном диаметре или ширине. Такие подшипники не имеют в обозначении седьмого знака (серии ширин).
Обозначения типов подшипников. Четвертый знак для схем 1 и 2 обозна­чает тип подшипника:
Тип подшипника Обозначение
Шариковый радиальный 0
Шариковый радиальный сферический 1
Роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами 2
Роликовый радиальный сферический 3
Роликовый игольчатый или с длинными цилиндрическими роликами.. 4  
Радиальный роликовый с витыми роликами 5
Радиально-упорный шариковый 6
Роликовый конический 7
Упорный или упорно-радиальный шариковый 8
Упорный или упорно-радиальный роликовый 9
Обозначение конструктивного исполнения. Пятый и шестой знак для схем I и 2 обозначают конструктивные исполнения подшипников. Конструктивные исполнения для каждого типа подшипников обозначают цифрами от 00 до 99.
Основные конструктивные исполнения подшипников — по ГОСТ 3395—89.
Обозначение серии ширин, конструктивного исполнения и типа подшипника, имеющее знак «0» («00»), стоящий левее последней значащей цифры, опус­кают, если серия ширин для схем 1 и 2 обозначена знаком «0». В этом случае условное обозначение подшипника может состоять из двух, трех или четырех цифр.
Примеры основных условных обозначений. Примерыосновных услов­ных обозначений подшипников по схеме 1:
1000094 — подшипник шариковый радиальный однорядный с диаметром отверстия, серии диаметров 9, серии ширин 1, основного конструктивного исполнения;
25 — подшипник шариковый радиальный однорядный с диаметром отверстия, серии диаметров 2, серии ширин 0, основного конструктивного исполнения;
184009/1,5 — подшипник шариковый радиальный однорядный с упорным бортом на наружном кольце с диаметром отверстия, серии диаметров 9, серии ширин 1;
1068 — подшипник шариковый радиальный сферический основного конструктивного исполнения с диаметром отверстия, неопределенной серии (6). Примеры основных условных обозначений подшипников по схеме 2: 32205 — подшипник роликовый радиальный с короткими цилиндрическими роликами без бортов на внутреннем кольце с диаметром отверстия, серии диаметров 2, серии ширин 0;
4074103 — подшипник радиальный роликовый игольчатый с массивными кольцами с диаметром отверстия, серии диаметров 1, серии ширин 4;
901 — подшипник радиальный шариковый однорядный с диаметром отверстия (01 — обозначение ближайшего из указанных в табл. 2.1 диаметра отверстия), неопределенной серии (9);
602/32 — подшипник радиальный шариковый однорядный с защитной шайбой с диаметром отверстия, серии диаметров 2, серии ширин 0;
20071/1175 — подшипник роликовый конический однорядный основного конструктивного исполнения с диаметром отверстия, серии диаметров 1, серии ширин 2.
Знаки, обозначающие дополнительные требования, проставляют слева и справа от основного обозначения.
Слева от основного обозначения проставляют знаки, определяющие класс точности (8, 7, 0, нормальный, 6Х, 6, 5, 4, Т, 2), группу радиального зазора по ГОСТ 24810—76 (0, 1, 2, 3... 9; для радиально-упорных шариковых подшипников обозначают степень преднатяга: 1, 2, 3), момент трения (1, 2, 3... 9 — обозначения рядов моментов трения) и категорию подшипника (А, В, С).
Знаки располагают в порядке перечисления справа налево от основного обозначения подшипника и отделяют от него знаком тире, например: А125—3000205, где 3000205 — основное обозначение; 5 — класс точности; 2 -группа радиального зазора; 1 — ряд момента трения; А — категория подшипника.
Для всех подшипников, кроме конических, для обозначения нормального класса точности применяют знак «0». Для конических подшипников для обозначения нулевого класса точности применяют знак «0», нормального класса точно­сти — знак «N», класса точности 6Х — знак «X».
Знак категории в условном обозначении подшипников не указывают для подшипников, не отнесенных к категориям А, В и С.
В условном обозначении подшипников категории С, а также подшипников, не отнесенных к категориям, имеющих величину зазора по нормальной группе и при отсутствии требования по моменту трения, знак «0», обозначающий класс точности нормальный, не указывают: 205.
Знаки дополнительных технических требований к подшипникам категорий А и В обозначают в соответствии с нормативными документами и указывают перед обозначением категории, В условном обозначении подшипников с регламентированным моментом трения, со значением зазора по нормальной группе, т. е. не имеющей в обозначении знака зазора, на его месте проставляют букву М, например: А1М5—1000900, ВШО-205, В2М6—306.
В условном обозначении подшипников категории С знак категории не проставляют.
Обозначение категорий А и В указывают:
— перед знаком зазора — при отсутствии требований по моменту трения и группе зазора, отличной от нормальной, например: А25—204;
— перед классом точности — при отсутствии требований по моменту трения и нормальной группе зазора, например: А5—205; при этом для всех подшипников, кроме конических, нормального класса точности в обозначении проставляют знак «0», например: ВО-205.
Допускается обозначение категорий А и В проставлять на наружной цилиндрической поверхности отдельно от условного обозначения подшипника. При этом знак «0» для обозначения класса точности не маркируют.
Допускается дополнительно маркировать на подшипниках обозначение инофирменного аналога.
Для замены подшипников при ремонте изделий при наличии износа посадочных поверхностей валов (отверстий корпусов) допускается по заказу потребителя изготовление подшипников нормального класса точности, у которых поле допуска диаметра отверстия (наружного диаметра) кольца смещено в минусовую (плюсовую) сторону на значение допуска на средний диаметр внутреннего (наружного) кольца. Такие подшипники должны иметь слева от основного обозначения знак М (Б), например: М-205, 70Б-205.
Для роликовых конических подшипников категории С и подшипников, не от­несенных к категориям А и В, по монтажной высоте установлены нормальная и повышенная точности. Для подшипников повышенной точности слева от знака класса точности проставляют дополнительный знак «У», например; 6У-7510.
Справа от основного обозначения проставляют знаки, определяющие материалы деталей (например, Ю — все детали подшипника или часть деталей из коррозионно-стойкой стали), конструктивные изменения (например: К -для роликовых цилиндрических подшипников обозначает стальной штампованный сепаратор; М — роликовые подшипники с модифицированным контактом), требования к температуре отпуска (например, Т1 — температура отпуска 225 °С), смазочный материал (например, С1 — смазочный материал ОКБ-122-7), требования к уровню шума (Ш1,..., Ш5 — с возрастанием цифрового индекса величина уровня шума уменьшается).
Более подробно обозначения и порядок расположения дополнительных знаков приведены в ГОСТ 3189—89.
Примерусловного обозначения подшипника с дополнительными знаками:
А75—3180206ЕТ2С2 — подшипник шариковый радиальный однорядный с двусторонним уплотнением с диаметром отверстия, серии диаметров 2, серии ширин 3, класса точности 5, радиальный зазор — по группе 7, при отсутствии требований по моменту трения, категории А, с сепаратором из пластического материала (Е), температура стабилизирующего отпуска колец 250 °С (Т2), заполнен на заводе-изготовителе смазочным материалом ЦИАТИМ-221 (С2).
Глава 2. КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДШИПНИКОВ ОСНОВНЫХ ТИПОВ
Типы и конструктивные исполнения подшипников установлены ГОСТ 3395—89.
Тип 0 — шариковые радиальные однорядные подшипники основного конструктивного исполнения (базовый типоразмер, обозначение 0000, рис. 2.3, а) — предназначены для восприятия радиальных и ограниченных осевых сил любого направления, являются одними из наиболее распростра­ненных и дешевых.
Грузоподъемность их ниже, чем у роликоподшипников равных размеров. Могут работать под воздействием только осевой силы при высокой частоте вращения, т. е. в условиях, для которых упорные шариковые подшипники не пригодны.
Обеспечивают осевое фиксирование вала в двух направлениях. Не являясь самоустанавливающимися, допускают небольшие углы взаимного перекоса внутреннего и наружного колец, значения которых зависят от радиальных зазоров в подшипнике. При одинаковых габаритных размерах эти подшипники работают с меньшими потерями на трение и при большей частоте вращения вала, чем подшипники всех других конструкций.
Другие конструктивные исполнения (модификации базового типоразмера):
— с канавкой по ГОСТ 2893—82 на наружном кольце для установочного кольца (обозначение 50000, рис. 2.3, б); применение установочного кольца упрощает осевое крепление подшипника в корпусе и позволяет выполнять сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец подшипников;
— с одной (60000, рис. 2.3, в) или с двумя (80000, рис. 2.3, г) защитными шайбами; подшипники с двумя защитными шайбами заполняют пластичным смазочным материалом на заводе-изготовителе; защитные шайбы,
 

Рис. 2.3. Подшипники радиальные шариковые исполнений:
0000; б —  50000; в —  60000; г —  80000; д —  160000; е — 180000; ж —  480000; з —  840000; и —  900000
являясь бесконтактными уплотнениями, предохраняют подшипники от утечки смазочного материала и проникновения пыли и грязи в полость подшипника, позволяют обходиться без специальных уплотнений в узле для защиты подшипника, облегчают техническое обслуживание узла;
— с односторонним (160000, рис. 2.3, д) или с двусторонним (180000, рис. 2.3, е) встроенным контактным уплотнением из маслостойкой резины или пластмассы; эффективность герметизации выше, чем у подшипников с защитными шайбами;
— с двумя уплотнениями, широким внутренним кольцом, сферической наружной поверхностью наружного кольца, установочным винтом во внутреннем кольце (480000, рис. 2.3, ж); монтаж на валу удобен и прост;
— с упорным бортом на наружном кольце (840000, рис. 2.3, з); наличие упорного борта на наружном кольце позволяет выполнять сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец; возможны исполнения с одной (860000) и двумя (880000) защитными шайбами;
— с выступающим внутренним кольцом, канавкой для комплектования шариками, без сепаратора (900000, рис. 2.3, и); обладают большей радиальной грузоподъемностью, чем подшипники основного типа; наличие канавок не позволяет применять подшипники для восприятия осевых сил; характеризуются повышенным моментом трения и, следовательно, меньшей быстроходностью.
Сепараторы чаще всего штампуют из тонколистовой стали, в некоторых случаях — из латуни. Применяют также корончатые сепараторы из полиамидных смол. И те, и другие базируют по телам качения.
При проектировании следует ориентироваться на применение в первую очередь шариковых радиальных однорядных подшипников, отличающихся невысокой стоимостью, простотой монтажа и способностью воспринимать комбинированные нагрузки.
К новому поколению можно отнести серийно выпускаемые фирмой SKF подшипники с встроенным датчиком, позволяющим получать следующие сведения: частоту, скорость и направление вращения, угол поворота наружного кольца относительно внутреннего и ускорение.
Тип 1 — шариковые радиальные сферические двухрядные подшипники основного конструктивного исполнения (базовый типоразмер, обозначение 1000, рис. 2.4, а) — предназначены для восприятия радиальных сил, но могут воспринимать и ограниченные осевые силы любого направления. Наличие осевой составляющей приводит к неравномерности в распределении сил между рядами. Радиальная грузоподъемность ниже, чем у радиальных однорядных шарикоподшипников.
Дорожка качения на наружном кольце подшипника обработана по сфере. Поэтому подшипник способен самоустанавливаться и работать при значи­тельном перекосе внутреннего кольца {вала) относительно наружного кольца {корпуса). Применяют в узлах с нежесткими валами и в конструкциях, в которых не может быть обеспечена требуемая соосность отверстий в корпусах.

Рис. 2.4. Подшипники радиальные шариковые сферические исполнений:
а- 1000; б- 11000; е- 111000; г-971000
Другие конструктивные исполнения (модификации базового типоразмера):
— на закрепительной втулке (11000, рис. 2.4, б); допускают регулирование радиального зазора, можно устанавливать на гладких, без бортов, валах;
— с коническим отверстием (111000, рис. 2.4, в); допускают регулирование радиального зазора;
— с выступающим внутренним кольцом и двумя защитными шайбами (971000, рис. 2.4, г).
Сепараторы изготовляют главным образом штамповкой из тонколистовой стали или из полиамидных смол. У крупногабаритных подшипников сепараторы массивные, чаще всего латунные.
Тип 2 — роликовые радиальные однорядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами основного конструктивного исполнения — с бортами на внутреннем кольце и без бортов на наружном кольце (базовый типоразмер, обозначение 2000, рис. 2.5, а) — могут воспринимать только радиальную силу. Роликоподшипники отличаются большей грузоподъемностью, чем шарикоподшипники. Возможен раздельный монтаж внутреннего (с комплектом ро­ликов) и наружного колец. Допускают осевое взаимное смещение колец, поэтому возможно применение в качестве плавающей опоры.
Другие конструктивные исполнения (модификации базового типоразмера):
— с однобортовым наружным кольцом (12000, рис. 2.5, б);
— без бортов на внутреннем кольце (32000, рис. 2.5, в);
— с однобортовым внутренним кольцом (42000, рис. 2.5, г);
— с однобортовым внутренним и плоским упорным кольцом (92000, рис. 2.5, д);
— двухрядные с коническим отверстием с бортами на внутреннем кольце
(182000, рис. 2.5, е); оси роликов в одном ряду смещены относительно осей ро­ликов в другом ряду; допускают регулирование радиального зазора — все это способствует созданию повышенной жесткости подшипников в радиальном направлении.
Подшипники, имеющие наружные и внутренние кольца с бортами, в том числе приставными, кроме радиальной могут воспринимать ограниченную одностороннюю или двустороннюю осевую силу.

Рис. 2.5. Подшипники радиальные роликовые с короткими цилиндрическими роликами исполнений:
а —  2000; б —  12000; в —  32000; г —  42000; д —  92000; е —  182000
Сепараторы подшипников изготовляют как штампованными из листового металла, так и массивными (из латуни, бронзы, стали, полиамидных смол). Первые базируют по телам качения, а вторые — по двухбортовому кольцу.
Роликовые радиальные подшипники предъявляют высокие требования к соосности посадочных мест. Подшипники с модифицированным контактом (ролики или дорожки качения делают с выпуклой образующей различной конфигурации; например, ролик может иметь «логарифмический» профиль) допускают незначительные взаимные перекосы колец. Двухрядные роликовые подшипники применяют в опорах шпинделей станков с целью обеспечения высокой жесткости и точности вращения.
Тип 3 — роликовые радиальные сферические двухрядные подшипники основного конструктивного исполнения — с бортиками на внутреннем кольце (базовый типоразмер, обозначение 3000, рис. 2.6, а) — предназначены для восприятия радиальной и осевых сил любого направления; допускают значительный перекос внутреннего кольца (вала) относительно наружного кольца (корпуса). Отличаются от шарикоподшипников радиальных сферических двухрядных большей грузоподъемностью, значительно меньшей быстроходностью, большей сложностью в изготовлении.
Другие конструктивные исполнения (модификации базового типоразмера):
— с бортиками на внутреннем кольце с закрепительной втулкой (13000, рис. 2.6, б);
— со стяжной втулкой (73000, рис, 2.6, в);

Рис. 2.6. Подшипники радиальные роликовые сферические исполнений:
а-3000; б- 13000; в- 73000; г- 113000
— с коническим отверстием конусностью 1: 12(113000, номинальный угол конуса 4°46’18,8″) и 1: 30 (4113000, номинальный угол конуса 1°54’34,9″), рис. 2.6, г; наличие конического отверстия облегчает монтаж и демонтаж.
Подшипники исполнений 13000, 73000, 113000 и 4113000 допускают регу­лирование радиального зазора.
Тип 4 — роликовые радиальные игольчатые или роликовые радиальные подшипники с длинными цилиндрическими роликами основного конструк­тивного исполнения — с наружным и внутренним кольцами без сепаратора (ба­зовый типоразмер, обозначение 74000, рис. 2.7, а) — отличаются большой ради­альной грузоподъемностью при малых радиальных размерах. Осевые силы вос­принимать не могут и осевое положение вала не фиксируют.
Другие конструктивные исполнения (модификации базового типоразмера):
— без внутреннего кольца и сепаратора (24000, рис. 2.7, б);
— с наружным и внутренним кольцами с сепаратором (244000, рис. 2.7, в);
— радиальные с игольчатыми роликами и двойные упорные с короткими цилиндрическими роликами комбинированные (РИК, рис. 2.7, г); предназначены для восприятия радиальных и двухсторонних осевых сил;
— радиально-упорные игольчатые комбинированные (594000, рис. 2.7, д); направление воспринимаемых сил — радиальное и осевое в одну сторону.
Большинство конструкций изготовляют без сепараторов. Рекомендуются для применения в узлах, работающих с качательным движением вала или при невысоких частотах вращения. Игольчатые подшипники с сепараторами могут

Рис. 2.7. Подшипники радиальные роликовые игольчатые или роликовые с длинными цилиндрическими роликами исполнений:
а — 74000; б —  24000; в —  244000; г — РИК; д —  594000
работать при сравнительно высоких частотах вращения. Весьма чувствительны к взаимным перекосам колец. Подшипники с модификацией профиля допускают незначительные взаимные перекосы колец.
Область применения игольчатых подшипников расширяется.
Тип 5 ~ роликовые радиальные подшипники с витыми роликами — могут воспринимать только радиальные силы, не фиксируя вал в осевом направлении. Пустотелые ролики, изготовленные из стальной ленты прямоугольного сечения, характеризуются повышенной упругой податливостью. Подшипники имеют увеличенный радиальный зазор, способны воспринимать ударные нагрузки, мало чувствительны к загрязнению; грузоподъемность примерно в два раза меньше, чем у подшипников со сплошными цилиндрическими роликами. Применяют в неответственных узлах, подверженных действию ударных нагрузок, не требующих высокой точности вращения и работающих при невысоких частотах вращения. Неперспективны, их применение сокращается.
Тип 6 ~ шариковые радиально-упорные однорядные подшипники (рис. 2.8,а). Основные конструктивные исполнения 36000, 46000 и 66000 различаются начальными углами контакта (а равны соответственно 12, 26 и 36°). Угол контакта — угол между нормалью к площадке контакта и плоскостью вращения подшипника. С ростом а осевая грузоподъемность растет, а предельная частота

Рис. 2.8. Подшипники радиально-упорные шариковые исполнений:
а — 36000; б —  6000; в —  36000К; г —  56000; д —  176000; е — 236000; ж —  336000; з —  236000К; и —  336000К; к —  436000; л —  436000К
вращения и допустимая радиальная нагрузка уменьшаются. В настоящее время промышленность переходит на выпуск подшипников с углами контакта а, равными 15, 25 и 40°. Подшипники предназначены для восприятия радиальной и осевой силы только одного направления; работать под действием только радиальной силы без осевой не могут.
Для восприятия осевых сил любого направления и двусторонней фиксации вала эти подшипники устанавливают на валу попарно. При сборке узла подшипники необходимо регулировать для получения примерно нулевого зазора между шариками и желобами колец при установившемся тепловом режиме. В некоторых машинах (например, в станках) путем регулирования парные подшипники собирают с предварительным натягом, вследствие чего повышаются жесткость опор и точность вращения.
Чем меньше угол контакта, тем больше радиальная и меньше осевая жесткость и грузоподъемность подшипников. С ростом угла контакта снижается предельная быстроходность вследствие влияния гироскопического эффекта.
Радиально-упорные подшипники отличаются от радиальных большим числом шариков, которые удается разместить в подшипнике вследствие наличия скоса на наружном кольце, поэтому их жесткость и грузоподъемность выше.
Другие конструктивные исполнения (модификации базового типоразмера):
— разъемные со съемным наружным кольцом с углом контакта а = 12° (6000, рис. 2.8, б); допускают раздельный монтаж наружного и внутреннего (с шариками) колец подшипников;
— неразъемные со скосом на внутреннем кольце (36000К7, 36000К, 46000К, рис. 2.8, б); предназначены для работы с высокими частотами вращения;
— двухрядные (56000, рис. 2.8, г); направление воспринимаемых сил — радиальное и осевое в обе стороны; изготовлены с предварительным натягом; обеспечивают повышенную радиальную жесткость опоры;
— однорядные с разъемным внутренним кольцом с трехточечным (126000) и четырехточечным (176000) контактом, рис. 2.8, д, однорядные с разъемным наружным кольцом с четырехточечным контактом (116000); профили дорожек качения образованы двумя дугами со смещенными центрами; предназначены для восприятия значительных радиальных, осевых в обе стороны, а также комбинированных нагрузок; четырехточечный контакт при данном радиальном зазоре обусловливает наименьший осевой зазор подшипника, обеспечивает точную осевую фиксацию вала;
— сдвоенные: наружные кольца обращены друг к другу широкими торцами (236000, 246000, 266000), рис. 2.8, е, узкими торцами (336000, 346000, 366000), рис. 2.8, ж; направление воспринимаемых сил — радиальное и осевое в обе стороны; комплекты подшипников фиксируют вал и корпус в обоих осевых направлениях; подшипники по рис. 2.8, е обеспечивают более жесткую фиксацию вала, чем подшипники по рис. 2.8, ж;
— сдвоенные: внутренние кольца обращены друг к другу узкими торцами (236000К, рис. 2.8, з), широкими торцами (336000К, рис. 2.8, и); основное назначение всех перечисленных выше сдвоенных подшипников, монтируемых с предварительным натягом, — жестко фиксировать вал в радиальном и осевом направлениях;
— сдвоенные: наружные (436000, 446000, 466000, рис. 2.8, к) или внутренние (436000, рис. 2.8, л) кольца обращены друг к другу разноименными торцами; направление воспринимаемых нагрузок — радиальное и осевое только в одну сторону; применяют в двух парах с противоположным расположением или же в сочетании с третьим замыкающим подшипником; для особо больших осевых нагрузок допускают комбинацию из трех и более подшипников по этому же принципу; для создания предварительного натяга комплекта таких подшипников их замыкают другим подшипником с противоположной стороны.
Сдвоенные подшипники специально комплектуют и дорабатывают на заводе-изготовителе, регулирования не требуют, взаимозаменяемы только полные комплекты.
Сепараторы могут быть штампованными и массивными из цветных метал­лов или полиамидных смол. В высокоскоростных узлах устанавливают подшипники с массивными сепараторами, которые чаще всего базируют по наружному кольцу.
Тип 7 — роликовые радиально-упорные конические подшипники основного конструктивного исполнения повышенной грузоподъемности с нормальным углом контакта а = 10...16° (базовый типоразмер, 7000А, рис. 2,9, а) — предназначены для восприятия радиальной и осевой сил только одного направления. Отличаются от шариковых радиально-упорных подшипников большей грузоподъемностью, меньшей предельной частотой вращения, меньшей достижимой точностью вращения вала. В узлах с роликовыми коническими подшипниками должна быть предусмотрена возможность регулирования осевого зазора подшипников. Допускают раздельный монтаж наружного кольца и внутреннего кольца с комплектом роликов.
Другие конструктивные исполнения (модификации базового типоразмера):
— с большим углом конусности (контакта) (обозначение 1027300А, а > 20°); способны воспринимать значительные осевые силы;
— с упорным бортом на наружном кольце (67000, рис. 2.9, б); наличие борта на наружном кольце позволяет выполнять сквозную обработку отверстий корпуса под установку наружных колец подшипников;
— двухрядные с внутренним дистанционным кольцом (97000А, рис. 2.9, в);
— четырехрядные (77000, рис. 2.9, г).

Рис. 2.9. Подшипники радиально-упорные роликовые исполнений:
а — 7000А; б —  67000; в —  97000А; г —  77000

Рис. 2.10. Подшипники упорные и упорно-радиальные шариковые исполнений:
а-8000; 6- 18000; в- 38000; г- 168000; д- 178000
Сепараторы большинства подшипников изготовляют штампованными из стали, у крупных подшипников сепараторы массивные.
Однорядные конические подшипники необходимо регулировать при сборке, двухрядные и четырехрядные регулировать не требуется. Однорядные подшип­ники должны для фиксирования вала устанавливаться парно, двух- и четырех­рядные подшипники фиксируют положение вала относительно корпуса в осевом направлении в обе стороны.
Требуют строгой соосности посадочных поверхностей вала и корпуса. Подшипники с модифицированным контактом (особенно с модификацией кон­такта на рабочей поверхности наружного кольца) допускают незначительные взаимные перекосы колец.
Тип 8 — шариковые упорные и упорно-радиальные подшипники. Основное конструктивное исполнение упорного подшипника — одинарный подшипник (ба­зовый типоразмер, исполнение 8000, рис. 2.10, а). Предназначен для восприятия только осевой силы одного направления. Подшипники лучше работают на вер­тикальных валах. Очень чувствительны к точности монтажа. Вследствие повы­шенного гироскопического эффекта их применяют при значительно меньших, чем другие шарикоподшипники, частотах вращения.
Другие конструктивные исполнения (модификации базового типоразмера):
— одинарный со свободным самоустанавливающимся по сферической наружной поверхности и подкладным кольцами (18000, рис. 2.10, б); подкладное кольцо обеспечивает компенсацию отклонения от параллельности опорных поверхностей корпуса и заплечиков вала;
— двойной упорный подшипник с тремя кольцами (38000, рис. 2.10, в); применяют для восприятия осевых сил в обоих направлениях.
Упорные подшипники применяют при невысоких частотах вращения. Сепараторы упорных подшипников изготовляют штамповкой из листовой стали или массивными из стали или бронзы.
Конструктивные исполнения упорно-радиальных подшипников:
— одинарный (168000, рис. 2.10, г); применяют для восприятия радиальной и осевой силы одного направления;
— сдвоенный с углом контакта 60° (178000, рис. 2.10, д); направление воспринимаемых сил — осевое в обе стороны и радиальное.
Упорно-радиальные подшипники допускают более высокие частоты вращения, чем упорные подшипники. Менее чем шариковые упорные чувствительны к взаимному перекосу колец.
Тип 9 — роликовые упорные и упорно-радиальные подшипники. Основное конструктивное исполнение упорного подшипника — одинарный однорядный с цилиндрическими роликами (базовый типоразмер, 9000, рис. 2.11, а). Применяют для восприятия только осевой силы одного направления, главным образом на вертикальных валах, работающих с невысокими частотами вращения. Характеризуется высокой грузоподъемностью, очень чувствителен к перекосам колец.
Другие конструктивные исполнения (модификации базового типоразмера):
— конические одинарные (19000, рис. 2.11,6); вершины конусов роликов пересекаются в одной точке на оси подшипника, поэтому у них проскальзывание при вращении минимальное;
— с цилиндрическими роликами одинарные двухрядные (889000, рис. 2.11, в). Основное конструктивное исполнение упорно-радиального подшипника — сферический одинарный с бочкообразными роликами (39000, рис. 2.11, г). Направление воспринимаемых сил — осевое и радиальное. Условия контакта допускают более высокие частоты вращения по сравнению с шариковыми упорными подшипниками. Допускают значительный взаимный перекос колец.

Рис. 2.11. Подшипники упорные и упорно-радиальные роликовые исполнений:
а —  9000; 6 —  19000; в —  889000; г —  39000





.