для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь
(от араб. "шариа" прямой, правильный путь; обязательные предписания: право; закон) комплекс закрепленных в Коране и сунне предписаний, которые определяют убеждения, формируют религиозную совесть и нравственные ценности мусульман, а также выступают источниками норм, регулирующих их поведение. В мусульманском праве совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда. Ш. включает три части религиозную догматику, исламскую этику и так называемые практические нормы. Последние, в свою очередь, делятся на культовые,обрядовые предписания,устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения. Есть и другое, узкое, толкование содержания Ш., которое относит к нему лишь предписания, регулирующие внешнее поведение человека (практические нормы). По вопросу о характере нормативной части Ш. (Ш. в узком смысле) позиции мусульманских правоведов также не совпадают. Одни ограничивают Ш. только положениями Корана и сунны в их буквальной форме, а другие включают в него также все правила поведения, разработанные фикхом. При последнем подходе Ш. предстает в виде детализированной системы предписаний, регулирующих все стороны культового и светского поведения мусульман, и выступает синонимом фикха. Этот же смысл вкладывается в выражение "законы Ш.", а также в определение "шариатский" (например, шариатский суд), подчеркивающее связь не только с Кораном и сунной,,но и выводами фикха. Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом и мусульманским правом, когда термин "право" употребляется не в строго юридическом, а в общесоциальном значении. Вместе с тем в Ш. можно выделить собственно правовое содержание, которое прежде всего воплощено в общих принципах фикха, сформулированных мусульманскими правоведами и отвечающих критериям права, которые современная мусульманская концепция права склонна относить к Ш. Конституции ряда современных исламских стран провозглашают Ш. основным источником законодательства, а реализация данных конституционных положений рассматривается как "претворение Ш.". Официальное толкование, даваемое органами конституционного контроля статьям конституций о статусе Ш.как источника законодательства, как правило, исходит из того, что к Ш. относятся положения Корана и сунны, устанавливающие точные и однозначные нормы, а также общие принципы фикха и разработанные мусульманской концепцией права методы формулирования новых правил поведения по вопросам, не урегулированным Кораном и сунной. Лит.: Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. М., 1997; Ислам. Энциклопедический словарь. М.,1991.С.292-294. Сюкияйнен Л.Р.





.