для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь
(араб. глубокое понимание, знание) 1) мусульманско-право-вая доктрина систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле Ф. является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. В литературе, посвященной мусульманскому праву, Ф. в указанном значении часто называется мусульманской юриспруденцией. Исторически сложилось несколько школ (толков) Ф.-доктрины, которые отличаются друг от друга подходами к толкованию Корана и сунны и методами формулирования норм в случае молчания этих источников (иджтихад). Позиция каждого из них изложена в трудах основателя, его учеников и последователей, крупнейших правоведов средневековья. Представители различных школ Ф. и даже последователи одного толка часто придерживаются несовпадающих мнений по сходным вопросам. В настоящее время сохраняются 4 суннитских толка Ф. ханафитский, маликитский. шафиитский и ханбалит-ский и несколько иных школ. 2) Нормы, регулирующие поведение мусульман и сформулированные мусульманскими правоведами в рамках различных школ Ф.-доктрины. В этом отношении Ф.-право сопоставим с нормативной стороной шариата. В той мере, в которой нормы Ф.-права осуществлялись на практике, они становились позитивным правом. Поэтому Ф.-право по своему содержанию близок к понятию мусульманского права, основным источником которого традиционно являлась доктрина. В большинстве современных исламских стран Ф. продолжает играть роль источника права. Там, где отсутствует семейное и наследственное законодательство, Ф.-доктрина остается ведущим формальным источником права личного статуса мусульман. Принятое в большинстве исламских стран законодательство по этим вопросам основано на закреплении выводов Ф. того или иного толка, выступающего в этом случае материальным (историческим) источником права. Одновременно данное законодательство отводит Ф.-доктрине роль суб-сидиарного источника, применяемого в случаях, не урегулированных законом. Аналогичный статус Ф.закрепляется и гражданским законодательством ряда исламских стран. В тех из них, где проводится курс на претворение шариата, принимаются меры по включению положений Ф. в уголовное, гражданское, торговое и иное законодательство. Обсуждается возможность и целесообразность кодификации Ф.на уровне не только личного статуса мусульман, но и других правовых институтов и отраслей. Лит.: Ислам/Энциклопедический словарь. М" 1991. С. 254-259. Сюкияйнен Л.Р.





.