для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь
(лат. Foederatio союз, объединение) форма политико-территориального и(или)национально-государственного устройства.представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью. В мире насчитывается 23 Ф., каждой из которых свойственна своя модель территориальной, национально-территориальной организации, отражающая соотношение целого (Ф.) с ее частями субъектами Ф. (штатами, республиками, кантонами, землями, провинциями, областями и другими единицами). В отличие от конфедерации договорного союза независимых государств, которая, по сути, представляет международно-правовое объединение, Ф. государственно-правовое объединение, единое суверенное государство с развитыми самоорганизацией и самостоятельностью его составных частей, множеством элементов, форм и механизмов саморегулирования (законодательством, системой властных структур и др.). В сравнении с унитарной формой Ф. в определенных исторических условиях рассматривается как: более демократический тип организации и ведения дел. организационно-территориального построения государства и управления им: форма выявления и удовлетворения многообразных интересов, стремлений, потребностей самовыражения, идентификации народов: средство отражения национального бытия, сознания, традиций народов (гражданских, национально-этнияеских, конфессиональных и др.). Основное назначение Ф. обеспечение сотрудничества субъектов как единого целого, согласования общегосударственных и региональных, национальных и иных интересов населения. Ф. свойственны такие признаки, как: наличие единой территории, состоящей из совокупности территорий ее субъектов, на которые распространяется суверенитет Ф.; наличие гарантий статуса и границ субъектов Ф.; конституционное либо конституционно-договорное разграничение предметов ведения и полномочий между Ф. и ее субъектами; в ряде случаев наличие единого гражданства; учреждение и конституирование общего для всей Ф. механизма государственной власти (парламента, правительства, судов): наличие федеральной правовой системы, обеспечивающей единое правовое пространство, верховенство конституции и приоритет законов Ф.; образование единого экономического и оборонного пространства, создание единой денежной, финансовой, кредитной систем, единых вооруженных сил, установление государственного языка (языков), государственных символов Ф. На уровне территориальных частей Ф. также создаются основные элементы их государственности законодательная, исполнительная власть, в ряде случаев собственная судебная власть, правовая система и др. Большинство Ф. крупные и средние государства, среди которых США, Германия, РФ. Канада, Австралия, Австрия, Швейцария, Индия, Пакистан, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика. Эфиопия. Нигерия. По способу возникновения различаются договорные (на основе союза) и конституционные (основанные на автономии) Ф. (Германия, Индия, РСФСР (1918)). В зависимости от значения национального фактора в организации Ф. их классифицируют на территориально-национальные (Индия, Канада, РФ и др.) и чисто территориальные (Германия, Бразилия, Мексика и др.). По структуре и в зависимости от степени равноправия составных частей различают Ф. симметричные с однопорядковыми субъектами (Австрия, Германия, ОАЕ и др.: юридически таковыми были СССР, СФРЮ, ЧСФР) и асимметричные с разноста-тусными и различными видами субъектов (РФ, Швейцария). По степени сочетания централизации и децентрализации, учету спецификации различных составных частей Ф. их принято делить на интегративные (централизованные, например Индия) и деволюционные (относительно централизованные США, Германия, Швейцария и др.). По форме правления подавляющее большинство Ф. республики. Ф.-монархиями являются Австралия, Канада (номинальный глава государства английская королева), Бельгия, ОАЕ, Малайзия (13 штатов являются султанатами-монархиями, а 4 возглавляются губернаторами, назначаемыми Верховным главой Малайзии, избираемым Советом султанов.сроком на 5 лет), Статус Ф., их субъектов и составных частей (федеральных территорий, округов, ассоциированных государств) определяется конституцией Ф. Суверенитетом обладает само федеративное государство, субъекты иногда декларируют полный суверенитет, хотя им не обладают. Конституционно-правовой статус Ф. и ее субъектов, характер федеративных отношений во многом предопределяется способами распределения власти предметов ведения и полномочий по вертикали. Именно в этом и состоит основное отличие федеративного устройства от унитарного. В науке и конституционной практике существуют несколько способов разграничения предметов ведения и полномочий Ф. и ее субъектов. Суть первого состоит в установлении конституцией исключительных полномочий и предметов ведения Ф., а все остальные ею относятся к ведению субъектов Ф. (США, Австрия. Швейцария). Второй способ- определение полномочий как Ф., так и ее субъектов (Канада, Аргентина, Мексика и др.). При третьем способе перечисляются три сферы полномочий: Ф.. ее субъектов и совместного ведения (ФРГ, Индия). Четвертый способ состоит в установлении перечня предметов ведения и полномочий Ф. и с4)еры совместного ведения Ф. и ее субъектов (РФ. Пакистан, Нигерия. Статья 73 Конституции РФ устанавливает при этом, что вне предметов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти). При этом степень детализации полномочий в разных Ф.неодинакова. Число субъектов Ф. варьируется от 2 в Танзании до 89 в РФ (в США их 50, ФРГ- 16. Мексике-31, Пакистане и Микронезии 4, Эфиопии 9 и т.д.). Они называются штатами, землями, провинциями. кантонами, эмиратами, республиками. областями, краями, городами и т.д. По своему правовому положению субъектам ряда Ф. присущи признаки государственности: они имеют свою конституцию (штаты США. Мексики, республики в РФ), которую принимают сами и которая не нуждается в утверждении центральных органов; создают свои парламенты, издают законы, формируют свои правительства, возглавляемые губернаторами, президентами, главами республик (в РФ), премьер-министрами, главными министрами; могут иметь собственную судебную систему. вплоть до верховных судов, действующих параллельно с федеральными судами; в некоторых Ф. все ее субъекты или часть из них могут иметь свое гражданство (США, РФ); во многих Ф. субъекты вправе иметь свои символы (герб, флаг, столицу), вступать в экономические и культурные отношения с зарубежными государствами, создавать в этих целях свои представительства, иметь своих представителей во второй палате федерального парламента,которая считается органом выражения интересов субъектов Ф. {1 сенатора от каждого штата в США, по 3 в Бразилии, от 3 до 6 в ФРГ, от 1 до 34 в Индии, 2 в РФ и т.д.). Исторические судьбы Ф. (старейшими из них являются Швейцария, созданная в 1291 г. и США 1777 г.), их эволюция, возрастание после второй мировой войны втрое числа федеративных государств с одной стороны, ликвидация созданных после обретения ими независимости таких Ф., как Индонезия, Ливия. Уганда,распад и реорганизация социалистических Ф. (СССР в 1991 г., СФРЮ в 1992 г., ЧСФР в 1993 г.) с другой, свидетельствуют об ошибочных в ряде случаев подходах к принципам их построения, переоценке тех или иных характерных черт и начал (например, национального принципа их построения, права на выход из Ф.). В 90-е гг. XX в. идея федеративного строительства вновь стала активно вос-требоваться, о чем свидетельствует провозглашение Ф. Бельгии (1993), Эфиопии (1994). И это закономерно вытекает как из перспективности федерализма, так и из объективной универсальной тенденции мирового общественного развития к интеграции. Исторический опыт, накопленный Ф., в определенной мере используется такими международными образованиями, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств. Лит.: Сравнительное конституционное право/Под ред. В.Е.Чиркина.М. 1996: Конституционное право/Под ред. А.Е.Козлова. М., 1996; Федерация в зарубежных странах.М., 1993. Лучин В.О., Мойсеенко М.Г.





.