для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь
самое тяжкое преступление международного характера, которое представляет собой совокупность общественно опасных деяний отдельных лиц и организаций, направленных на достижение политических и других целей путем осуществления взрывов и иных опасных для здоровья людей действий международного характера. Акты Т.м. влекут бессмысленную гибель людей, нарушая нормальную дипломатическую деятельность государств и их представителей и затрудняя международные контакты, встречи, а также транспортные связи между государствами. Это деяние используется как орудие политической борьбы наиболее реакционных кругов, партий и преступных организаций. Преступлением международного характера Т.м. квалифицируется в следующих случаях: а) преступник и потерпевшие являются гражданами одного государства или разных стран, но преступление совершено за их пределами; б) акт направлен против лиц, пользующихся международной защитой: в) подготовка ведется в одном государстве, а совершается преступление в другом; г) совершив акт в одном государстве, террорист укрывается в другом, и встает вопрос о его выдаче. Международное сотрудничество в борьбе с Т.м. начало складываться в 30-х гг. В 1937 г. более 20 государств подписали Конвенцию о предупреждении и наказании терроризма, под которым понимались "преступные действия, направленные против государства, цель или характер которых состоят в том, чтобы вызвать ужас у определенных лиц или среди населения". К ним были отнесены акты. направленные против жизни, здоровья и свободы глав государств, лиц, пользующихся прерогативами глав государств, их наследственных или назначаемых преемников; супругов названных лиц: лиц, выполняющих общественные функции или занимающих публичные должности, когда указанные действия совершены в связи с их функциями; а также разрушение или повреждение публичного имущества или имущества другого государства; намерениедобиться гибели людей путем создания общей опасности, факты изготовления, приобретения, хранения или поставки оружия, взрывчатых веществ или вредоносных составов в целях Т.м. Одновременно 13 государств подписали Конвенцию о создании международного уголовного суда, которая, по мнению многих стран,ограничивала суверенное равенство государств. Кроме того, в этих конвенциях не предусматривалась обязательная выдача международных террористов, а определение терроризма было слишком широким. По этим причинам конвенции не собрали необходимого количества ратификаций и в силу не вступили. Однако основные их нормы были использованы для совершенствования законодательства о борьбе с терроризмом. Запрещение Т.м. в период вооруженных конфликтов предусматривается нормами международного гуманитарного права, в частности положениями Дополнительных протоколов 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949г. Послевоенный период отмечается количественным и качественным ростом террористических организаций и групп. Среди них широко известны израильские "Штерн", "Иргун", в США "Лига защиты евреев", а также "Тигры освобождения "Тамил илама", банда "Баа-дер-Майнхоф", "Черный интернационал", "Всемирный национал-социалистический союз", "Армянская секретная армия за освобождение Армении". Большое число террористических организаций действует в Европе: "Красные бригады" (Италия), "Фракция красной армии" (ФРГ), "Боевые коммунистические группы" (Бельгия). "Аксьон ди-рект" (Франция), "ЭТА" (Испания) и др. Террористические акты стали совершаться не только по политическим мотивам, но и в целях вымогательства крупных денежных сумм и по другим обычным преступным мотивам. Одновременно расширяются рамки международного сотрудничества по борьбе с Т.м. При ООН создан Специальный комитет, который координирует деятельность государств в изучении и устранении причин терроризма и борьбу с ним. В 1984 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах". В ней решительно отвергаются все концепции, оправдывающие Т.м. В декабре 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. К лицам, пользующимся международной защитой, отнесены глава государства, глава правительства во время его нахождения в иностранном государстве, министр иностранных дел, члены семей, которые сопровождают названных лиц за границей: представитель государства или иное должностное лицо, имеющее право на специальную защиту; должностное лицо либо агент межправительственной меж-дународной организации и проживающие с ними члены семей. Т.м. признаются следующие умышленные деяния: убийство, похищение или другое нападение против личности или свободы этих лиц; насильственное нападение на официальное помещение или транспортное средство такого лица, если нападение может угрожать его личности или свободе: угроза, покушение или соучастие в таком нападении. При задержании террориста государство принимает в соответствии со своим законодательством необходимые меры, обеспечивающие "его присутствие для целей уголовного преследования или выдачи". Заинтересованным государствам или международным организациям сообщается о принятых мерах. При этом юрисдикция государств осуществляется в следующих случаях: а) преступление совершено на территории данного государства или на борту транспортного средства (корабля, самолета и т.п.), зарегистрированного в этом государстве; б) предполагаемый преступник является гражданином этого государства: в) преступление совершено против лица, пользующегося международной защитой и выполняющего официальные функции от имени данного государства. Названные нормы Конвенции обеспечивают неотвратимость наказания преступников независимо от места их нахождения и совершения террористического акта путем установления механизма "либо выдай, либо суди". Среди других форм сотрудничества Конвенция предусматривает обмен информацией и координацию профилактических мер, обязательства стран оказывать друг другу "наиболее полную правовую помощь в связи с уголовно-процессуальными действиями, включая предоставление всех имеющихся в их распоряжении доказательств. необходимых для судебного разбирательства, урегулирование споров путем переговоров, обращения в арбитраж или Международный суд ООН". В общей форме обязательства государств по защите лиц, пользующихся международной защитой, изложены в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. На государство пребывания возлагаются специальные обязанности по предупреждению любых посягательств на их личность, свободу или достоинство, а также принятие надлежащих мер по защите помещений дипломатического представительства "от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства". В 1994 г. была принята Конвенция о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала. Определенную роль в деле предупреждения актов Т.м. может сыграть Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ 1991 г. Государства взяли на себя обязательства подвергать производимые пластические взрывчатые вещества специальной маркировке для их обнаружения в случае использования в Т.м. В рамках ЕС действует Комитет министров иностранных дел по терроризму. Несмотря на обилие международно-правовых актов и органов, координирующих борьбу с Т.м., в международном праве до настоящего времени нет единого универсального соглашения, определяющего понятие Т.м., его юридическую природу и ответственность. Нет и исчерпывающего перечня актов Т.м. Анализ международных соглашений позволяет дать следующий перечень таких актов: а) взрывы помещений посольств. миссий, представительств или штаб-квартир международных организаций; б) диверсионные акты на улицах, в аэропортах, на вокзалах, культурных центрах, промышленных сооружениях, в помещениях для торговой и профессиональной деятельности, связанные с уничтожением или повреждением имущества и причинением людям телесных повреждений или смерти: в) умышленное использование взрывных устройств, встроенных в посылки,бандероли,письма и другие почтовые отправления; г) любой диверсионный акт против общественных сооружений; д) заговор в целях совершения актов Т.м. и соучастие в них в любой форме и др. В различных источниках к актам Т.м. относят: заложников захват, пиратство, акты, направленные против безопасности гражданской авиации, а также незаконный захват и использование ядерного материала. Однако в силу их особой международной опасности, распространенности и многообразия форм совершения для борьбы с ними государства принимают специальные конвенции, выделяя их в отдельные преступления международного характера. РФ активно сотрудничает с другими странами в борьбе с Т.м., нормы международно-правовых актов трансформированы в уголовное законодательство РФ (см. Терроризм). Панов В.П.





.