для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь
выдающийся голландский философ-материалист, представитель школы естественного права. В своих политико-правовых воззрениях С. исходил из того, что человек это лишь частица созданной богом природы, на которую распространяются все закономерности естественного развития. Поэтому в своем естественно-правовом состоянии (взаимоотношениях) все люди враги, которыми движет лишь чувство самосохранения. Они имеют равное право на все, чего они желают, однако содержание этих желаний ограничено реальными возможностями человека (его мощи). Таким образом, в основе права, согласно С.. лежит сила: чем больше мощь человека (равно как и государства), тем более он прав. Однако жизнь по требованиям разума полезнее для людей, чем по естественному праву. Поэтому для обеспечения общественной безопасности для устранения общего страха и общих бед люди объединяются. Гражданское состояние, следовательно, устанавливается естественным путем, но в результате общественного договора. Понятие государства в учении С. тождественно понятию общества, так что учение С. о возникновении государства по сути дела объединяет два различных подхода: а) аристотелевскую концепцию естественного происхождения государства; б) теорию общественного договора. Развивая идеи естественного права, С. одним из первых дал философское обоснование демократии, гражданских прав и свобод, необходимости мирного сосуществования. Ограничивая полномочия государства "естественным правом" граждан на свободу волеизъявления. С. утверждал, что поведение правителей. вызывающее возмущение и презрение подданных, только подрывает могущество государства, а следовательно, и его права. Сила и право государства состоит не в возможности творить произвол и насилие, а в осуществлении только тех действий, которые здравый разум считает полезными для всех людей. С. выделял три формы государства монархию, аристократию и демократию. Он решительно осуждал абсолютную монархию, сравнивая ее с пустыней, где царят рабство, варварство и безлюдье. Наилучшей формой политической организации общества С. считал демократию, которая в наибольшей степени способна обеспечить общее благо, господство разума и свободы, дарованной человеку природой. Однако какой бы ни была форма правления, высшая власть в обществе, по мнению С., должна быть предоставлена собранию граждан, ибо воля собрания определяется разумом, а не страстями. Коллективное обсуждение государственных дел способствует принятию решений, направленных на обеспечение общего блага. Взгляды С., особенно отказ от религиозных догм, означавший формирование новой самостоятельной светской науки о морали этики, оказали существенное влияние на развитие радикальной буржуазной идеологии. Лит.: Кон и к о в И.А. Материализм Спинозы. М., 1971: История политических учений. М., 1971: Со кол о в В.В. Спиноза. М.. 1977; История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. М.. 1989; Майданский А.Д. Происхождение дефиниций у Спинозы//Вестник МГУ. Сер. 7. Философия, 1994. № 1; Спиноза Б. Этика. СПб.: Аста-пресс, 1993; Opera.Bd. l-4.Hdlb., 1925; О е uvres . Т. 1-3, 1964-1965. Жуковская Н.Ю.





.