для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь
один из институтов уголовно-процессуального права. Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в порядке, установленном УПК, подвергаются задержанию либо заключению под стражу (ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений") (см. Заключение под стражу). Упомянутый Закон предусматривает систему гарантий, исключающих унижение достоинства лиц, заключенных под стражу, ориентирует на максимальное приведение условий и порядка содержания и обращения с ними в соответствие с международными стандартами. Равенство заключенных под стражу перед законом и судом, уважение человеческого достоинства, неприменение пыток, соблюдение общепризнанных норм международного права, право на судебную защиту, на получение юридической помощи и ряд других основаны на положениях Конституции РФ и имеют прямое действие. Существенно расширены права подозреваемых и обвиняемых, отменены ограничения в переписке, получении посылок и передач, в свиданиях с родственниками, иными лицами и др. В Законе нашли также отражение руководящие правила обращения с заключенными, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г., Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме,1989 г. и др. Заключенные под стражу пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан РФ с ограничениями, предусмотренными ФЗ. К числу таких ограничений отнесены правила, обеспечивающие изоляцию подозреваемых и обвиняемых, возможность личного обыска,дактилоскопиро-вание (см. Дактилоскопия), досмотр их вещей, посылок и передач, цензуру корреспонденции и т.п. Письма, содержащие сведения, которые могут помешать установлению истины по уголовному делу. адресату не отправляются, подозреваемым и обвиняемым не вручаются. Иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории РФ. несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан РФ, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией РФ, названным Законом и иными ФЗ, а также международными договорами РФ. Местами С. под с. являются: а) следственные изоляторы (далее СИЗО), входящие в уголовно-исполнительную систему Минюста РФ; б) СИЗО органов федеральной службы безопасности; в) изоляторы временного содержания (далее ИВС) органов внутренних дел; г) ИВС Пограничных войск РФ. Для С. под с. могут использоваться учреждения, исполняющие наказания, переоборудованные для функционирования в режиме СИЗО. а также гауптвахты. В местах С. под с. устанавливается режим, важнейшая функция которого состоит в создании необходимых правовых предпосылок, обеспечивающих успешное расследование и судебное рассмотрение уголовных дел. Он включает в себя совокупность правоограниче-ний, применяемых к лицам, заключенным под стражу, изоляцию и надзор за ними, внутренний распорядок в СИЗО и ИВС, права и обязанности его сотрудников, а также иных лиц. находящихся на территории этих учреждений. Основным подзаконным актом, определяющим порядок реализации большинства норм ФЗ. являются Правила внутреннего распорядка, утвержденные МВД, ФСБ, Минобороны ФПС по согласованию с Генеральным прокурором РФ. Ими устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах С. под с., порядок и процедуры осуществления ими прав, предоставленных законом. Подозреваемые и обвиняемые имеют право: получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания. дисциплинарных требованиях; на личную безопасность; на свидания с защитником и родственниками; пользоваться ежедневной прогулкой не менее часа: на бесплатное питание,материально-бытовое и медико-санитар-ное обеспечение: получать без ограничения количества посылки и денежные переводы: отправлять религиозные обряды: вести переписку: участвовать в гражданско-правовых сделках и др. С момента задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине. Количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Предложения, заявления и жалобы лиц. содержащихся под стражей, адресованные в прокуратуру, суд и в государственные органы, обладающие правом контроля за деятельностью администрации мест С. под с., просмотру не подлежат и не позднее чем в суточный срок направляются по принадлежности. Возможность обращения с заявлениями и жалобами служит гарантией обеспечения и защиты субъективных прав подозреваемых и обвиняемых, их законных интересов. Предусмотрена ответственность должностных лиц мест С. под с. за. преследование подозреваемых и обвиняемых, обратившихся с жалобами на нарушение их прав и законных интересов. . При наличии соответствующих условий администрация мест С. под с. обеспечивает подозреваемым и обвиняемым дополнительные услуги, перечень и порядок предоставления которых устанавливаются Правилами внутреннего распорядка. На лиц, содержащихся под стражей, налагаются определенные обязанности: соблюдать порядок, установленный Правилами: выполнять законные требования администрации. За примерное выполнение обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры поощрения. Поведение, подрывающее порядок, установленный в местах С. под с., влечет наложение взыскания: выговор, водворение в карцер (в СИЗО) или в одиночную камеру на срок до 15 суток (несовершеннолетних до 7 суток). Взыскания налагаются начальником места С. под с. (Во время содержания в карцере существенно ограничиваются права на социальное общение, усиливается изоляция, запрещены переписка, свидания с родственниками, ежедневная прогулка ограничена 30 мин.) При отказе подозреваемого-или обвиняемого от приема пищи к нему по заключению врача применяются принудительные меры (в случаях, когда жизни этого лица угрожает опасность). Предусмотрено привлечение(при наличии возможности) лиц. содержащихся под стражей, к труду. При этом учитываются рекомендации Минимальных стандартных правил ООН: "Подследственным заключенным всегда следует предоставлять возможность трудиться. Однако труд в обязанность не вменяется. Если такой заключенный решает работать, его труд должен оплачиваться". Труд лиц,, содержащихся под стражей, организуется только на территории СИЗО, в камерах или производственных мастерских с соблюдением требований изоляции и правил раздельного содержания. Заработная плата подозреваемых и обвиняемых после удержаний, предусмотренных законодательством, перечисляется на их лицевые счета. Предусмотрено создание необходимых бытовых условий. Соблюдение этого требования, которое Европейская Конвенция о защите прав человека 1950г. относит к числу обязательных, в настоящее время из-за переполнения СИЗО обеспечивается не полностью. Принятая Правительством РФ 30 ноября 1994 г. Федеральная программа строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем МВД предусматривает размещение лиц. содержащихся в СИЗО, по установленным законом нормам (4 кв. м на человека).. . ;: Для беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до 3 лет, создаются улучшенные материально-бытовые условия, специализированное медицинское обслуживание, устанавливаются повышенные нормы питания и вещевого обеспечения, определяемые Правительством РФ. Не допускается ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин с детьми, а также водворение их в карцер. Содержащимся под стражей несовершеннолетним также создаются улучшенные материально-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания. Время прогулки им увеличивается до 2 ч. В целях пресечения нежелательных контактов, способных помешать следствию, предотвращения противоправных действий, побегов, обеспечения безопасности подозреваемых и обвиняемых, а также сотрудников и иных лиц, в местах С. под с. предусматривается изоляция подозреваемых и обвиняемых, охрана и надзор за ними. Подозреваемые и обвиняемые содержатся, как правило, в общих камерах. Содержание их в одиночных камерах допускается лишь для обеспечения безопасности, раздельного содержания и т.п. В камерах предусматривается раздельное размещение, для чего используется ряд классификационных признаков: социально-демографические и психологические (пол, возраст, гражданство, психологическая совместимость. состояние здоровья): уголовно-правовые (впервые совершенное преступление, предшествующее содержание в местах лишения свободы, особо опасный рецидив преступлений); уголов-но-процессуальные (прохождение подозреваемых и обвиняемых по одному делу. изменение правового статуса осуждение и вступление приговора в законную силу) и др. Отдельно и изолированно друг от друга (как правило, по одному) содержатся осужденные к смерт-ной казни. В целях предупреждения возможной мести со стороны подозреваемых и обвиняемых предусматривается отдельное С. поде. бывших сотрудников правоохранительных и таможенных органов. налоговой полиции, военнослужащих внутренних войск МВД, судей и адвокатов. По вступлении приговора в законную силу осужденные до отправки в исправительное учреждение размещаются отдельно, в зависимости от вида колонии (общего, строгого, особого режима), определенного судом. Так же отдельно от всех иных лиц размещаются осужденные, оставленные с их согласия в СИЗО для хозяйственного обслуживания. Они содержатся в незапираемых общих камерах на условиях, предусмотренных УИК для колоний общего режима. Подозреваемые и обвиняемые передвигаются по территории места С. под с. под конвоем либо в сопровождении сотрудника СИЗО. В целях выявления. предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в местах С. поде. проводятся оперативно-розыскные мероприятия в порядке, предусмотренном ФЗ РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". Для пресечения противоправных действий и преступлений со стороны подозреваемых и обвиняемых допускается применение к ним физической силы. специальных средств, газового и огнестрельного оружия. В случаях стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массовых беспорядков и т.п. в местах С. поде. вводится режим особых условий на срок не более 30 суток. Вводить такой режим могут: министры внутренних дел и обороны. директор ФСБ, Главнокомандующий пограничными войсками РФ. У субъектов РФ таким правом обладают министры или начальники управлений внутренних дел. Введение режима особых условий требует согласования с Генеральным прокурором РФ или соответствующими прокурорами. Режим предполагает: ограничение или приостановление мероприятий, проводимых с участием подозреваемых и обвиняемых (допросов и других следственных действий), а также привлечения к труду, проведения свиданий; прекращение приема посылок и передач, усиление охраны и надзора, другие меры, предусмотренные законом. Освобождение из-под стражи производится вследствие: судебного решения; прекращения уголовного дела; изменения меры пресечения: амнистии. О смерти подозреваемого или обвиняемого администрация СИЗО извещает его близких родственников (им же выдается тело умершего), а также орган, в производстве которого находится уголовное дело, и прокурора. О смерти иностранных граждан, извещаются посольства соответствующих государств. Юридическими гарантиями соблюдения прав лиц, заключенных под стражу. являются судебный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор за исполнением законов в местах С. поде. . Лит.: Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М.,1990. С.295. Агамов.Г.Д.





.