для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь
государство, расположенное на юго-западе Европы, на Пиренейском полуострове. Оно включает пользующиеся внутренней автономией Азорские острова и остров Мадейра в Атлантическом океане. Под управлением П. остается территория Макао. П. унитарное государство. В административном отношении делится на области. В областях действуют выборные ассамблеи, исполнительные органы жунты. консультативные органы советы. При жунтах имеются назначаемые правительством представители, исполняющие свои функции совместно с местными органами. По форме правления П. полупрезидентская республика. Действует Конституция 1976г. (с изменениями 1982, 1989 и 1992 гг.). Официально главой государства является президент республики, избираемый путем всеобщего прямого и тайного голосования на 5-летний срок. Высший законодательный орган Собрание Республики однопалатный парламент (230 депутатов), избираемый сроком на 4 года. Высший исполнительный орган правительство во главе с премьер-министром. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА Общая характеристика. Правовая система П. складывалась на протяжении многих веков, начиная с XII в., когда образовалось независимое Португальское королевство. В средние века было издано несколько собраний законов, получивших названия по имени правивших королей. Наиболее важные среди них, помимо первых собраний законов королей Альфонса I и Альфонса II (XII- XIII вв.) Альфонсовы (1472), Мануэ-левы (1521) и Филипповы ордонансы (1603). Все они были созданы под сильным воздействием римского права, в частности Свода Юстиниана, и канонического права, нормы которых нередко применялись в П. и самостоятельно, например при обнаружении пробелов в изданных законах. Значительное влияние на развитие законодательства оказывали и действовавшие в стране испанские сборники законов ("Фуэро реаль", "Семь партид" и др.), а также местные правовые обычаи, сохранившиеся со времени господства на Пиренеях вестготов (V начало VIII в.). Период власти арабских завоевателей (VIII-XI вв.) в дальнейшей правовой истории П. отражения не получил. Средневековые королевские ордонансы XV-XVII вв. представляли собой многотомные собрания законодательных предписаний, систематизированных по весьма несовершенным формальным правилам. В частности, включенные в них нормы уголовного права отличались крайней жестокостью и в то же время регулировали ответственность лишь за отдельные виды преступлений и не содержали положений общего характера. Ордонансы предоставляли широкие возможности для произвола феодалов и судей. В XIX в. в П. была осуществлена кодификация основных отраслей права. Она проводилась на базе нескольких конституций, принятых начиная с 1820 г.. закреплявших капиталистические общественные отношения в стране, которая стала конституционной монархией с неустойчивыми, часто весьма реакционными политическими режимами, сменявшими друг друга. Как правило, подготовка кодексов растягивалась на несколько десятилетий. Гражданский кодекс (ГК) 1867 г. представляет собой заметное явление в истории буржуазного гражданского права. Он был составлен с учетом опыта ГК Франции (Кодекс Наполеона.1804 г.), Баварии, Испании и других европейских государств. Этот кодекс отличался весьма высоким уровнем юридической техники и продолжал действовать до 1967 г. (в 1930 г. кодекс был издан в новой редакции). Гражданское право и смежные с ним отрасли права. Важнейший источник действующего права П. ГК 1966 г., составленный с учетом опыта применения ГК 1867 г., а также швейцарского законодательства и особенно Германского гражданского уложения 1896 г. ГК включает 5 книг. В книге первой ("Общая часть") определяются источники права (одним из них, хотя и субсиднар-ным, признается "справедливость"), правила толкования и применения законов, важнейшие понятия гражданского права. Книга вторая ("Обязательственное право"} содержит общие нормы, определяющие основания гражданско-правовой ответственности, и нормы, регулирующие конкретные виды договоров (купля-продажа, дарение, подряд и др.). В книге третьей ("Вещное право") последовательно рассмотрены институты вла-дения, собственности, узуфрукт, сер-витуты и др. Книги четвертая и пятая ГК соответственно посвящены вопросам семейного и наследственного права, в регулировании которых произошли существенные изменения после принятия Конституции 1976 г. В системе португальского права традиционно проводится различие между гражданским и торговым законодательством, которое регулирует специфические институты и операции (формы торговых обществ, векселя, страхование, банкротство, транспорт, морская торговля и др.). В 1833 г. в соответствии с этой концепцией был принят Торговый кодекс, однако он регулировал не только институты собственно торгового права, но и часть вопросов, относящихся к гражданскому праву, поскольку в то время еще не был принят национальный ГК. После издания ГК 1867 г., включившего в себя соответствующие нормы гражданского права, был принят действующий Торговый кодекс 1888 г.. который опирался на положения ГК 1867 г. Он состоит из 4 книг. Книга первая ("О торговле вообще") содержит общие правила толкования и применения торгового закона, а также положения, относящиеся к коммерсантам, фирмам, биржам и ведению торговых книг. Книгу вторую ("О специальных торговых договорах") составляют нормы о торговых товариществах (АО и др.) и правила, регулирующие Договоры поручения,перевозки, займа и др. В книге третьей ("О морской торговле") собраны нормы, определяющие статус морских судов, условия фрахта и страхования кораблей и морских грузов. Нормы книги четвертой ("О банкротстве") к настоящему времени утратили силу. Опыт кодекса 1888г., в котором, по общему признанию, были весьма удачно сформулированы многие положения буржуазного торгового права, оказал значительное влияние на последующую подготовку торговых кодексов в ряде государств Европы и других континентов. Вследза ГК 1867 г. был издан и Граж-данско-процессуальный кодекс (ГПК) 1867 г., который, в свою очередь, в 1905 г. был дополнен Торговым процессуальным кодексом документом, практически не известным правовым системам других государств, даже придерживающихся концепции разделения гражданского и торгового права. Он был рассчитан на рассмотрение дел в порядке торгово-процессуального производства в так называемых коммерческих трибуналах, впоследствии упраздненных. В 1936 г. издан новый ГПК, составленный с учетом судебной практики португальских судов, а также опыта законодательства других государств, прежде всего Италии. Этот кодекс состоит из 4 книг об исках, о компетенции судов и гарантиях беспристрастного судебного разбирательства, о судебном процессе, об арбитражном судебном разбирательстве. Система законодательства П. традиционно включает ряд кодексов, не известных законодательству других стран. В частности, с 1836 г. периодически издавались административные кодексы, определяющие административно-территориальное деление.компетенцию органов власти и управления и др. В 1935 г. издан Кодекс нотариата, регулирующий компетенцию нотариусов, их функции, права и обязанности, а также вопросы гражданской и уголовной ответственности нотариусов за неправомерные действия. Важнейшим этапом в развитии законодательства П. стало принятие Конституции 1976 г., отразившей завоевания антифашистской, национальной и демократической революции 1974 г. Эта Конституция (ныне действует в редакции 1988 г.) самая прогрессивная из конституций буржуазных государств: она предусматривает, что все предшествующие законы сохраняют силу лишь в том случае, если они не противоречат Конституции и содержащимся в ней принципам. Конституция внесла серьезные изменения по существу во все отрасли права, либо непосредственно сформулировав важнейшие нормы, либо потребовав исправления старых или издания новых законов. Высший законодательный орган Совет республики может предоставлять правительству в порядке делегированного законодательства право издавать декреты-законы по определенному кругу вопросов. Как показывает опыт, именно этим путем в основном и развивается ныне законодательство П. Аграрная реформа, проводившаяся в П. после революции 1974 г. и направленная на ликвидацию господства крупных латифундистов, имела своей юридической базой соответствующий декрет-закон № 406-А 1975г. Несмотря на сопротивление правых сил и. возврат бывшим владельцам части земельных угодий, находившихся в руках кооперативов, аграрная реформа остается конституционным принципом. В Конституций провозглашены и подробно регламентированы права трудящихся в социально-экономической области: право всех граждан на труд. права комиссий трудящихся на предприятиях, право на заключение коллективных договоров с администрацией предприятий и др. Конституция и принятый в развитие ее положений в 1977 г. Закон № 65 закрепляют право трудящихся на забастовку, предусматривают условия ее проведения и вместе с тем запрещают локауты. Важно, что эти законодательные нормы пришли на смену действовавшей в период фашистской диктатуры и выражавшей идеи "корпоративного государства" системе актов("Статут национального труда" 1933г. и др.), которыми прикрывался режим безудержной эксплуатации трудящихся. В Конституции закреплено также право граждан на социальное обеспечение в случае болезни, старости, инвалидности, вдовства и сиротства, при безработице и т.п. (Этим нормам в условиях "корпоративного государства" соответствовали законы о пособиях, выплачивавшихся, по существу, за счет самих трудящихся.) Большие изменения внесла Конституция в регулирование брачно-семейных отношений. Если прежнее законодательство допускало юридическое неравенство мужчины и женщины, то ныне в Конституции не только провозглашено их равноправие, но и особо подчеркнуты необходимость охраны материнства и права трудящихся женщин. Если прежде развод допускался лишь в случаях, когда брак не был заключен по католическому обряду, то ныне правила развода не зависят от формы бракосочетания. Конституция запрещает какую-либо дискриминацию внебрачных детей. На основе Конституции издано значительное число нормативных актов, которые вносят существенные изменения во все отрасли португальского права. В 1983 г. в П. создано министерство по вопросам качества окружающей среды. В том же году опубликован Закон о национальных экологических заповедниках, включающих прибрежные к океану (пляжи, крутые берега, устья рек) и внутренние (озера, русла и истоки рек) экосистемы. В стадии пересмотра находится законодательство об охоте и рыболовстве, готовятся основы законодательства в области охраны природы и окружающей среды. Уголовное право. Уголовное законодательство П. на протяжении XIX- XX вв. обнаруживает в своем развитии значительное воздействие принимавшихся в стране конституций. Первый УК 1852 г. закрепил отмену пыток, клеймения преступников.членовредительских и позорящих наказаний, хотя предусмотренные им санкции за большинство преступлений были весьма суровыми. В основном составители этого кодекса ориентировались на образцы уголовных кодексов (УК) Франции. Испании и других европейских государств, а также УК Бразилии 1830 г. В 1807 г. в П. отменена смертная казнь, а в 1886 г. принят УК, составленный в более либеральном духе. Его составители стремились добиться соответствия между преступлением и наказанием, подчеркивали необходимость не только устрашения, но и исправления правонарушителей, смягчения санкций и т.п. Основные положения кодекса соответствовали положениям неоклассической школы уголовного права, имели буржуазно-либеральный характер. В УК 1886 г. были детально разработаны такие институты уголовного права, как формы вины, соучастие, стадии преступления, отягчающие (их в кодексе 34) и смягчающие (их 23) обстоятельства и др. Среди предусмотренных кодексом санкций не было ни смертной казни, ни пожизненного заключения. В 1929 г. был принят Уголовно-процес-суальный кодекс (УПК), провозгласивший демократические принципы процесса, которые не соответствовали реальным условиям господствовавшего в стране фашистского режима. Конституция 1976 г. сформулировала важные положения в сфере уголовного права и процесса П. В ней подчеркнута возможность применения наказаний или мер безопасности лишь на основании приговора суда и при условии соблюдения законности. Весьма подробно регламентируются в Конституции правила производства ареста и предварительного заключения, сформулированы гарантии законности в уголовном процессе. Конституция провозглашает презумпцию невиновности, право на защиту, принцип состязательности в судебном процессе, запрещает использование доказательств, полученных с применением насилия или иным незаконным способом. В ней закреплен ведущий свое происхождение от средневекового английского права институт хабвас корпус, который позволяет обжаловать в суд заключение под стражу любого гражданина. В отличие от большинства буржуазных конституций в нее включены нормы об ответственности за преступления против национальной экономики, за должностные преступления (ст. 88, 120) и др. Развитию положений Конституции 1976 г. в с4)ере уголовного права служит принятый на ее основе ныне действующий УК П. 1982 г. При его подготовке была проведена декриминализация (отмена уголовной ответственности) в отношении малозначительных преступлений: за них установлена, как правило, ад-министративная ответственность. Предусмотрен особый режим наказаний, ориентированный прежде всего на исправление несовершеннолетних правонарушителей и так называемых молодых взрослых (18-25 лет). В УК 1982 г. провозглашено требование, чтобы лишение свободы применялосьлишь в случае, если цели "ресоциализации" правонарушителя не могут быть достигнуты с помощью иных мер наказания. В кодексе предусмотрено широкое применение мер безопасности (главным образом медицинского характера), различных видов условного осуждения и мер, не связанных с лишением свободы (штраф, общеполезные трудовые услуги и др.). В дополнение к УК 1982 г. изданы законы, регламентирующие исполнение наказаний и мер безопасности, а также декрет-закон № 433 1982 г. об ответственности за административные правонарушения. После принятия Конституции 1976 г. и нового УК существенным изменениям подверглось и законодательство по вопросам судоустройства и уголовного процесса: были приняты законы о судах и прокуратуре, утвержден Статут судей, в котором подробно описаны их функции (Закон №21 1985 г.), и другие акты. В 1987 г. был принят УПК, в котором по-новому решены многие вопросы, относящиеся к предварительному следствию и судопроизводству. В нем четко регламентируется судебный контроль над предварительным расследованием, осуществляемым прокуратурой или полицией. Предусмотрена упрощенная процедура разбирательства дел о некоторых преступлениях, по которым обвиняемому грозит наказание в виде лишения свободы сроком до 3 лет, и даже "самая упрощенная" с согласия обвиняемого. если тому грозит штраф или 6 месяцев лишения свободы. Упорядочена и существенно упрощена система обжалования судебных приговоров. Серьезное внимание уделено гарантиям соблюдения прав граждан. Исследования в области права ведутся в П. главным образом на юридических факультетах в университетах Лиссабона и Коимбры старейших в Европе. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА Высшее звено судебной системы П., согласно Конституции, Верховный суд (ВС) (Верховный трибунал правосудия). возглавляемый президентом. Он состоит из 4 палат 2 по гражданским делам, палаты по уголовным делам и палаты по социальным вопросам. Дела рассматриваются на заседаниях 1 или 2 палат, а в определенных случаях на пленарных заседаниях ВС (вынесенные на них постановления публикуются в официальном правительственном вестнике "Диариу да Република"), ВС выступает в качестве первой инстанции лишь при рассмотрении обвинений в должностных преступлениях, предъявленных президенту республики и некоторым высшим служащим. Основная его функция рассмотрение кассационных жалоб по вопросам права на решения нижестоящих судов. В ВС могут поступить и жалобы. связанные с конституционным правом "хабеас корпус". Согласно закону № 64 1978 г. о запрещении фашистских организаций ВС может признать таковой какую-либо организацию и вынести решение о ее роспуске. Апелляционные суды (их в стране 4) состоят из 3 палат по гражданским. уголовным делам и по социальным вопросам. В них рассматриваются жалобы и протесты на решения и приговоры нижестоящих судов. Апелляционные суды рассматривают также вопросы, связанные с исполнением решений иностранных судов. Основное звено судебной системы П. суды комарки (комарка традиционное название судебного округа). Они рассматривают по первой инстанции подавляющую массу гражданских и уголовных дел либо коллегией из 3 судей, либо единоличным судьей. Уголовные дела, по которым не может быть назначено наказание более строгое, чем 2 года лишения свободы, судьи рассматривают единолично. При разбирательстве обвинений в тяжких преступлениях по требованию обвинения или защиты создаются коллегии из профессиональных судей и присяжных заседателей. При разбирательстве некоторых категорий гражданских дел в состав суда могут быть включены технические эксперты. Конституция предусматривает учреждение института народных судей и использование других форм участия граждан в отправлении правосудия (ст.217). В качестве специализированных судов первой инстанции функционируют также уголовные трибуналы органы предания суду, следственные трибуналы. надзирающие за расследованием уго-ловныхдел, и трибуналы по исполнению наказаний. Кроме того, имеются три суда, которые рассматривают дела о правонарушениях несовершеннолетних в возрасте от 12 до 16 (в некоторых случаях до 18) лет, а также принимают меры по защите детей и подростков от злоупотреблений со стороны взрослых. Имеются также семейные суды, функции которых учреждение опеки, вопросы усыновления, выплаты алиментов и др. , . Особое место в системе высших судебных учреждений П. занимает Конституционный суд (КС). Он состоит из 13 судей, из которых 10 назначаются Советом республики, а три кооптируются премьер-министрами. Все они должны быть юристами, а 6 (в том числе все кооптируемые) обязательно судьями других судов. Члены КС назначаются на 6 лет. Председатель избирается самими судьями из своего состава. КС может по ходатайству президента, премьер-министра. генерального прокурора,а также в связи с решением какого-либо суда по конкретному делу признать противоречащим Конституции любой нормативный акт. Ему могут быть переданы на заключение вновь принимаемые Советом республики законы, правительственные декреты-законы и другие акты центральных органов власти и административных областей. Еще одно учреждение, согласно Конституции относящееся к числу судебных, Счетная палата. В ее компетенцию входит контроль за расходованием государственных средств, в том числе путем проверки соответствующих^оТче-тов, представляемых ей. Наряду с системой общих судов в П. функционируют административные и финансовые трибуналы, трибуналы по морским делам и арбитражные суды.. В разделе Конституции, посвященном основным правам и обязанностям граждан, предусмотрено учреждение должности назначаемого Советом республики проведора юстиции, близкой институту омбудсмана в Скандинавских странах. Проведор юстиции рассматривает жалобы граждан на действия или бездействие властей и в случае нарушения ими законности направляет соответствующие рекомендации. Вопросы назначения и перемещения судей, их дисциплинарной ответственности находятся в ведении Высшего совета магистратуры. Его члены назначаются президентом (2), избираются Советом республики (7) и самими судьями различных судебных инстанций (7), а председателем является председатель ВС. Для занятия судебных должностей, в том числе и членов ВС. назначаемых из числа судей нижестоящих судов и прокуроров, предусмотрена конкурсная система. Расследование уголовных дел производится органами административной или судебной полиции под контролем прокуратуры. В ряде случаев оно ведется следственным судьей, который вправе поручить другим органам выполнение отдельных процессуальных действий,не затрагивающих основных прав граждан. По некоторым вопросам (например, о предварительном заключении обвиняемого) решения принимаются следственным трибуналом. Уголовное преследование, в Том числе поддержание обвинения в суде, а также защита "демократической законности", по формулировке Конституции, осуществляются от имени государства прокуратурой. Высший орган строго иерархически организованной системы прокурорских учреждений коллегиальная, избираемая самими прокурорами Генеральная прокуратура во главе с генеральным прокурором (он назначается президентом республики по представлению правительства). Представители прокуратуры выступают почти во всех судебных учреждениях на всех стадиях судебного разбирательства. Лишь по делам о малозначительных правонарушениях обвинение в суде могут поддерживать административные или полицейские власти. В ВС от имени государства выступает генеральный прокурор либо его заместители. В апелляционных судах выступают те же заместители генерального прокурора; в судах первой инстанции, в том числе в суде комарки, республиканские прокуроры или назначенные ими "делегаты". Защиту обвиняемых в уголовном процессе и интересов сторон по гражданским делам осуществляют, как правило, профессиональные юристы, которые традиционно делятся на две категории адвокатов и солиситадоров. Адвокаты имеют право выступать во всех судах (к выступлениям в ВС допускается ограниченный круг наиболее опытных из них). Солиситадоры, хотя их конторы располагаются в зданиях судов, заняты, большей частью, подготовкой дел к слушанию и участвуют в заседаниях лишь низших судебных инстанций по некоторым категориям дел.





.