для поиска точной фразы используйте кавычки, например, "юридические услуги" помощь

МЕТОДИКА

ПОРЯДОК ОЦЕНКИ, УЧЕТА

И СОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ ПО ИМУЩЕСТВУ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОЦЕНКИ БИЗНЕСОВ

 

1 Оценка имущества предприятия – необоротных активов

 

Имущество Предприятия по методу потребительской оценки подразделяется на имущество: а). существующего использования, б). избыточное имущество и в). инвестиции (инвестиционное имущество).

Имущество существующего использования – имущество, которое предприятие не может продать необходимое для коммерческой деятельности, сохранив производительность предприятия.

Избыточное имущество. Рыночная стоимость избыточного имущества предприятия опирается на предположение, что предприятие больше не нуждается в этом имуществе, хотя оно и может иметь какое-либо альтернативное применение, начиная с использования иным образом в коммерческой деятельности предприятия до его полной амортизации. Избыточное имущество (излишнее или ненужное для предприятия) следовало бы рассматривать так же, как незадействованные активы. В состав избыточного имущества главным образом входят неиспользуемые лицензии, привилегии, авторские права и патенты, инвестиции в землю, арендуемые здания, излишнее оборудование, инвестиции в другие предприятия, реализуемый портфель ценных бумаг и избыточные наличные деньги или срочные вклады.

В существующей экономике оценка имущества выступает важным и необходимым дополнением к бухгалтерскому учёту. Бухгалтерский учёт выполняет свои задачи, но не может объективно учесть факторы вне организации, например изменение рыночной стоимости объектов недвижимости, основных средств, нематериальных активов. Экономическая оценка позволяет восстановить объективно упущенные бухгалтерским учётом изменения и восстановить реальную стоимость объектов.

В условиях рынка необходима оценка стоимости имущества, ранее не состоявшего на бухгалтерском учёте или состоявшего на учёте по «нулевой» стоимости.

 

2 Инвестиционный маркетинг: новые подходы к оценке стоимости бизнеса

 

Оценка стоимости бизнеса - творческий процесс. Каждый бизнес индивидуален и в зависимости от ситуации его стоимость может существенно варьироваться. Существуют три базовых подхода к оценке стоимости бизнеса.

Первый (бухгалтерский) предполагает оценку стоимости бизнеса, как сумма всех его активов (по начальной, остаточной или восстановительной стоимости). В большинстве случаев речь идет о материальных активах, поскольку оценка нематериальных имеет спорный характер. Клиентская база и обученный персонал имеют ценность, но не всегда определено - какую именно. Принято считать, что влияние нематериальных активов проявляется через прибыль: есть прибыль - есть гудвил, нет прибыли - нет гудвила. Поэтому оценка "от активов" в большинстве случаев используется для бизнесов с низкими показателями прибыли.

В Предприятии принят метод оценки имущества по начальной (балансовой) стоимости. Данный метод применяется при оценке имущества службой директора по финансам Предприятия.

Бухгалтер материального учета предприятия (Холдинга) составляет следующую таблицу 1:

Таблица 1

Счет

Полное наименование

Инвентарный номер

(с учетом кода фирмы)

Первоначальная стоимость, грн.

Сумма накопленного износа, грн.

Дата ввода

ФИО материально ответственного лица

Остаточная стоимость, грн.

1

2

3

4

5

6

7

8

10.5

Машина флексографической печати FIN-FORM

00105006

960 000,00

165 000,00

12.07.03

Кондратова С. А.

795 000,00

 

Второй (маркетинговый) метод предполагает оценку стоимости бизнеса "по аналогии". Использование данного подхода требует получения информации о прецеденте продажи похожего бизнеса (сопоставимого по масштабам и действующем на близком по характеристикам рынке). Соответственно, стоимость бизнеса определяется исходя из имеющихся данных о сумме прошлой сделки. Понятно, что если прецедентов нет, то стоимость таким образом определить нельзя.

В Предприятии применяется пообъектная оценка имущества по методу «аналогии». В данном случае при оценке конкретной единицы оборудования принимается рыночная стоимость аналогичного оборудования на рынке. При определении цены используется не менее трех отдельно взятых цен аналога, из них выводится среднее арифметическое значение, которое и применяется как аналоговая стоимость. При анализе используется информация из разных региональных рынков, расстояние между которыми не менее 350 км.

Маркетолог предприятия (Холдинга), ответственный за составление отчета маркетингового исследования оценки оборудования составляет таблицу 2:

 

Таблица 2

Инвентарный номер

Полное наименование

Срок эксплуатации

Состояние

Цена на рынке 1

Цена на рынке 2

Цена на рынке 3

Средняя цена

Принятая цена

1

2

3

4

5

6

7

8

9

00105006

Машина печати

40 месяцев (3,6 года)

Рабочее, производительные характеристики снижены на 14%, нормальный физический износ 18%

840 000,00

695 000,00

910 000,00

815 000,00

815 000,00

 

Третий (экономический) подход предусматривает оценку будущих прибылей бизнеса. Здесь стоимость бизнеса рассчитывается, как чистая дисконтированная прибыль в горизонте планирования (нарастающим итогом) плюс ликвидационная стоимость всех материальных активов на конец периода. Данная формула является наиболее часто используемой вследствие своей универсальности.

Данный метод на предприятиях является расчетным. Выполняется службами директора по экономике Предприятия. Расчет стоимости активов определяется по правилам:

рыночная (справедливая) стоимость активов плюс коэффициент развития (отношение максимальной производственной мощности к используемой производственной мощности) умноженный на текущую прибыль (средняя за 12 месяцев), минус накопленная бухгалтерская амортизация по состоянию через 12, 24, 36 месяцев (в зависимости от ретропериода оценки бизнеса).

Порядок сбора информации и расчета следующий:



А – совокупные ожидаемые активы на установленную дату n в будущем (дисконтированные активы), которые учитывают реальную стоимость имущества в будущем и добавочную стоимость (прибыль) (грн.).

a – стоимость активов сегодня (может быть определена как «остаточная стоимость» из метода 1, или «принятая цена» из метода 2). В условиях Предприятия наиболее применима «принятая цена» (грн.).

Wm – максимальная производственная мощность, определенная планово-экономическим отделом или экономистом предприятия (экономистом Head-office).

Wi – используемая в настоящее время производственная мощность, определенная планово-экономическим отделом или экономистом предприятия (экономистом Head-office).

- текущая прибыль. Текущая прибыль рассчитывается как среднее арифметическое за последние 12 месяцев. Как правило, точку «n» определяет ТОП-менеджер компании или учредитель исходя из определенного маркетинговым путем перегиба жизненного цикла товара, группы товаров, получаемом на данном оцениваемом объекте.

 - накопленная бухгалтерская амортизация по объекту (группе объектов) с начала эксплуатации до даты оценки с учетом всех произведенных переоценок. 

Данный подход является наиболее точным, поскольку оценивает весь жизненный цикл бизнеса и максимальную ожидаемую стоимость, исходя из которой может быть получена нужная цена. 

Продолжение

 





.